logo
учебник Солонин, Каганов

58 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

ние, чем проблемы хозяйственной или политической жизни, а в

ряде случаев они являются приоритетными. Культурология вполне

отделилась от социологии и даже стала развиваться более динамично,

чем последняя. Однако, как бы ни росла дистанция между

обеими науками, социологические аспекты культуры продолжают

быть важными, и социология культуры, применяющая к культуре

социологические принципы изучения общества (в таком смысле

термин ≪социология культуры≫ был введен в начале прошлого века

немецким социологом А. Вебером), представляет существенные

данные для понимания ее характера.

Иначе говоря, социология культуры, с одной стороны, опираясь на

понимание культуры и культурных процессов, выработанное культурологией,

а с другой —исходя из законов и понятий социологии,

рассматривает ≪строение и функционирование культуры в связи с-

социальными структурами и институтами и применительно к конкретно

историческим,ситуациям≫1.

Несомненно, если мы отвлечемся от абстрактных представлений

о культуре как о чисто духовных процессах, протекающих исключительно

в своих собственных формах, то обнаружим, что функционирование

культуры, само ее существование обеспечивается постоянно

действующими социальными институтами, такими, например, как семья,

устойчивые социальные группы, сплоченные общностью профессиональных

или деловых интересов и увлечениями, учреждения образования

и воспитания, государство, религиозные структуры, бизнес,

рынок и др.2 Все эти общественные институты не только поддерживают

культурный процесс, но и воздействуют на его содержание и

другие характеристики культуры. Вопросы воздействия социальности

на культуру составляют конкретный предмет социологии культуры.

Так, например, выдающийся немецкий социолог Т. Адорно, изучая

музыку как культурную форму, показал, что самые специфические

характеристики и способы организации музыкального творчества — оркестр, дирижер, камерные ансамбли, музыкальные сценки и др. — испытывают на себе воздействие социальных отношений, свойственных

определенному типу общества. Таким образом было продемонстрировано

что то, что при поверхностном взгляде на музыку относили

к ее собственным закономерностям и проявлениям, на самом

деле имеет социальные корни и содержание3. То же самое можно

сказать о культуре вообще: динамика социальных организмов влия-

1 Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 16.

2 Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. С. 9.

3 См.: Адорно Т. Введение в социологию музыки / Т. Адорно. Избранное:

Социология музыки. М. —СПб., 1999.