logo
учебник Солонин, Каганов

210 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза

редвижения, идентичных у животных функциям задних конечное-*

тей, чтобы стало возможным необходимое для выживания человека

рукомесло (это прекрасное русское слово объединяет в одном noJ

нятии ≪руку≫ и ≪ремесло≫). Другое выразительное слово —≪приручить

≫ —точно фиксирует роль руки в отношениях человека и

природы: именно рукою человек овладевал природой, приручая н<1

только животных, но и дикорастущие злаки, становившиеся культурными

растениями, камень, превращавшийся в орудие и оружие,

огонь, делавшийся средством утепления, освещения, охоты и приготовления

пищи, обеспечивавшим первобытному человеку возможность

выживания и дальнейшего развития.

Функционально-деятельностная потребность формировавшейся,

культуры определила асимметричное строение кисти руки человека

и его стопы: отстоявший большой палец кисти рук и остальные

ее четыре длинных и гибких пальца отвечали необходимости держать

орудие труда (оружие), а строение стопы соответствовало ее

культурной функции обеспечения устойчивости всего тела, необходимой

для работы и удобства передвижения на двух ногах. Асимметрия

правой и левой рук была также явлением культуры, ибо она]

была порождена перекрестной связью рук с работой правого и Ля

вого полушарий мозга. Согласно данным антропологии, которые

приводит М.Ф. Нестурх, большинство людей —правши, левшей

насчитывается не более 5%, а ≪обезьяны бывают, как правило, амби-

декстрами≫, т.е. пользуются в равной мере правой и левой передними

конечностями; и ребенок в первые полгода своей жизни является

обоеруким≫. О значении данной асимметрии говорит —и это

особенно интересно с культурологической точки зрения —метафорическое

перенесение пространственного положения рук на ценностное

определение поведения в быту, в нравственной и познавательной

деятельности: онтологическая противоположность ≪правое — левое≫ стала аксиологической в терминах ≪правда≫, ≪правильно≫,

человек ≪прав≫ или ≪неправ≫, в юридическом понятии ≪право≫, в

обозначении политических течений как ≪правых≫ и ≪левых≫.

Когда познававшее реальность мышление делало первые шаги в

ходе активизации работы левого полушария, воображение слабо

контролировалось мышлением и мощь фантазии оказывалась безграничной;

поэтому изначально мифология, а не наука стала господствующей

формой общественного сознания. Поскольку же эти плоды

деятельности фантазии были эмоционально окрашены и обращены

к переживанию, неотделимому от понимания, они становились

художественными образами. В сущности, мифология есть не что

иное как художественно-образный способ освоения действительности,

воспринимаемый, однако, как ее адекватное описание —по ве-