logo
учебник Солонин, Каганов

18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 451

тавляется вместилищем универсального, хранилищем бессознатель-

:ого и неформулируемого. Первым языком был жест, затем иерог-

иифы и идеограммы. Следом за ними возник язык песен, переросли

позже в речитатив и прозаический язык. Согласно Вико, пес-

я, обладая определенной композицией, ритмом и рифмой и выражая

ркспрессивное состояние человека, лучше всего характеризует поэтический

дух эпохи. Наряду с песней поэтическое творчество также

является формой дологического и алогического познания. С

Ьоэзией прекрасно гармонируют мифы, которые правдиво и точно

рассказывают о нравах далеких времен. Тем самым ученый отмечает

многообразие культурных форм постижения мира, не отдавая

Приоритета вербальному языку.

Последователи неаполитанского мыслителя'жили в другую эпоху,

рыли очевидцами иных процессов и, продолжив начатый им анализ

истории, пришли к иным, на этот раз весьма неутешительным

оценкам европейской культуры.

Концепция циклического развития Вико была творчески усвоена

двумя нашими соотечественниками: историком, профессором Московского

университета Р.Ю. Виппером (1859—954) и социологом

ПА. Сорокиным (1889—968).

В многочисленных трудах Р.Ю. Виппера присутствуют весьма

обстоятельные разъяснения многих положений учения Вико, именуемого

им ≪теорией исторического круговорота≫ и рассматриваемого

в качестве забытого исторического мировоззрения, которого

придерживались гуманисты Возрождения, воззрения, противоположного

теории прогресса. Но важно то, что мы находим подтверждение

влияния идей итальянского мыслителя на его собственную трактовку

истории, на объяснение динамики и закономерностей исторического

процесса. Взгляды Виппера в свое время расценивались

как ≪несовпадающие с марксистскими≫, в пору всеобщего единодушия

в них виделся ≪скрытый плюрализм≫. Однако сегодня ситуация

изменилась, и мы можем по достоинству оценить наследие этого

крупного ученого.

Другой последователь идей Вико, П.А. Сорокин, охарактеризовал

его ≪Новую науку≫ как ≪первый систематический труд по социальной

и культурной динамике≫1. В предисловии к своему фундаментальному

труду ≪Социальная и культурная динамика≫ ученый

указал его имя среди тех ≪многих великих социальных мыслителей

, чьему примеру он следовал. Сорокин выступал против искажений

идей Вико, отстаивал ту их интерпретацию, которая казалась

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 178.