logo
учебник Солонин, Каганов

18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 473

логически каждая новая мода воспринимается так, будто она собирается

существовать вечно. Поэтому ее новые образцы кажутся

особенно привлекательными, хотя, приобретая их, человек должен

понимать, что очень скоро они устареют и потребуют замены.

В этом водовороте модных перемен относительную устойчивость

сохраняет классика. Она представляет собой относительно стабильную

концентрацию модных элементов ≪вокруг покоящегося центра≫.

Классика гармонична и устойчива, не допускает крайних вариаций и

нарушения баланса. Она тоже является модой, но при этом сохраняет

свою целостность, не подчиняясь сиюминутному импульсу^

Мода как социальное явление не только закономерна в жизни,

но и вполне естественна, ибо соответствует стремлениям человека к

обновлению и обособлению, использованию оригинальности для

подчеркивания индивидуальности и принадлежности к определенной

группе. Мода оказывает широкое воздействие на культуру, вовлекая

в круг перемен различные слои, становясь символом новизны

в изменяющемся мире.

А. Бергсон Ярким представителем ≪философии жизни≫ являет-

о проблемах ся французский мыслитель А. Бергсон (18591941),

культурологии чье учение во многом обозначило проблемы культуры

первой половины XX в., существенно определило

пути развития искусства в модернистский период. Бергсон размышлял

о смысле эволюции, месте человека в меняющемся мире,

противоречиях развития науки и техники, об особой форме выражения

духовного содержания, опасностях технократических устремлений

в современном обществе. Его воззрения были направлены против

позитивизма, абсолютизировавшего факты, в область которых

не попадали такие феномены, как внутренний диалог сознания, автономия

ценностей, свобода личности, художественное творчество.

В ранних работах Бергсон рассматривает проблемы культуры в t

связи с проблемой свободы, которую он трактует как изначальное

состояние человека. Только осознавая свое внутреннее ≪Я≫, человек

может ощутить себя подлинно свободным. Свобода и культура взаимно

обусловливают друг друга, поскольку культура возникает на

основе свободы и без нее невозможна. Бергсон намечает целостное

рассмотрение человека и культуры в системе всей реальности: ≪Философия

жизни, направления которой мы держимся... представит нам

организованный мир как гармоническое целое≫.

Интеллект характеризуется естественным непониманием жизни,

убежден Бергсон. Поэтому особое внимание он уделяет не рационалистическому

мышлению, а интуиции —инструменту прямого