logo
учебник Солонин, Каганов

46 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

философий культуры столько, сколько есть философий, философских

принципов, способных взять на себя функцию осмысления феноменов

культуры. Поэтому, как показывает интеллектуальная

история, с того времени, когда культура стала предметом философских

рефлексий, возникла не одна философия культуры. Точно так

же обстояло дело с обществом, наукой, историей, религией, искусством

и другими сферами жизни человека и его духа. В сфере философии

культуры мы видим пеструю картину: каждая более или

менее развитая философия включает в себя культуру как составную

часть своего содержания. Более того, ход развития философской

мысли послед-него времени таков, что культура стала необходимым

элементом всякой современной философии, составляя подчас

сердцевину ее проблематики.

Но если культурология изучает культуру всеми доступными ей

научными методами, то философия дает нам понимание культуры.

В первом случае мы имеем дело с объективным знанием, во втором

—с интерпретацией культуры в контексте замысла, задач и

установок той философии, которая предприняла такую интерпретацию.

Философия неизбежно использует достигнутый культурологией

уровень знания о культуре, хотя нередко демонстрирует свою независимость

от него и предлагает свое понимание культуры. Последнее,

как правило, продиктовано исходным философским принципом

или общим духом, свойственным соответствующей философии.

По сути дела, в философии не проводится анализ культуры в

его научном смысле. Свои утверждения о культуре философ рассматривает

как достоверные и на факты ссылается только в качестве

иллюстративного материала, сохраняя при этом полную свободу

в их выборе. Как правило, он останавливает свое внимание

лишь на том, что согласуется с его видением культуры, подтверждает

его умозаключения, так сказать, ≪работает≫ в его философии

культуры. Если научный принцип требует от культурологии исходить

из конкретных фактов и форм существования культуры, то

для философа достаточна сама достоверность бытия культуры как

таковой. Это совершенно иное понимание вопроса о достоверности

суждений о культуре. Философия культуры в той мере, в какой

она опирается на факты, оперирует ими в интерпретированном виде,

т.е. уже истолковав их в духе своих принципов. Таково еще одно

важное отличие отношения к фактам со стороны философии. Оно

соединяется и с особым подходом к их выбору, когда предпочтение

отдается только тому материалу, который согласуется с теоретическими

положениями философской концепции культуры. Это отношение

к миру культуры определяет хорошо известную тенденци-