logo
учебник Солонин, Каганов

472 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

предпочтения, с другой стороны, отличие, подчеркивание своей причастности

к определенной группе, знаковой принадлежности к эталонам

современности.

Мода нередко восполняет социальную незначительность личности,

ее заурядность и незаметность, неспособность своими достоинствами

подчеркнуть индивидуальность. Она становится заменой и

защитным экраном, и ею пользуются как маской. Мода разрешает

то, что человек никогда не стал бы делать в одиночку. Она освобождает

от чувства стыда, требуя беспрекословного подчинения, даже

если ее требования абсурдны.

Подводя итог рассуждениям о социальной роли моды в истории

культуры, Г. Зиммель отмечает, что мода является сложным

образованием, в котором своеобразно соединяются различные измерения

жизни. Общий ритм жизни индивидов и групп определяет

их отношение к моде. Массы низших слоев труднее приходят в

движение, мода их затрагивает, но поскольку их материальные возможности

весьма ограниченны, то темп перемен замедлен. Высшие

слои по-своему консервативны, они настороженно относятся к переменам

в- моде, которые кажутся подозрительными и опасными

покушениями на власть. Они бережно охраняют моду своей группы

как символ верности ее ценностям. Поэтому пока в истории

общества социальная дифференциация довольно четко делила верхние

и нижние слои, смена циклов моды была весьма длительной.

Совсем иная картина сложилась тогда, когда в истории появился

средний класс, который по своему положению отличается ускоренной

вертикальной мобильностью. Именно средний класс нашел в

моде подтверждение собственных душевных интересов и устремлений.

Большие города, где сосредоточен средний класс, становятся питательной

почвой для распространения моды. Быстрому изменению

темпа и ритма моды содействовали и экономический подъем в городах,

стремление к подражанию и внешней символике своей группы.

Но эта динамичность развития моды вносит существенные изменения

в определение финансовых затрат на создание новых образцов.

Если прежде дороговизна модных предметов восполнялась длительностью

их использования ввиду большой временной протяженности

модного цикла, то теперь мода ориентируется на более дешевые материалы

и образцы, которые могут найти спрос у потребителя среднего

класса. Массовое производство модных товаров и быстрая смена

моды стали типичной ситуацией в XX в.

Г. Зиммель отмечает существование закономерности в развитии

моды: чем быстрее меняется мода, тем дешевле должны становиться

вещи, принуждая потребителей к их использованию. Но психо-'