logo
учебник Солонин, Каганов

5.2. Культурная самоидентичность 95.

новки. По мере взросления, расширения жизненного опыта, внесения

о орбиту внимания новых граней и полюсов действительности, общения

с другими людьми, он пересматривает свое мнение и о себе, и о

мире. Формирование идентичности, ее изменения протекают в виде

сменяющих друг друга нормативных психосоциальных кризисов. Подростковый

кризис, горькое прощание с ≪иллюзиями молодости≫, кризис

среднего возраста, разочарования в окружающих людях, в своей

профессии, в себе самом вполне закономерны, каждый из людей так

или иначе проходит эти рубежи.

Среди наиболее болезненных необходимо назвать юношеский

кризис самоидентичности. Он знаменует собой время перехода из

стадии ≪воображаемого≫, еще в значительной мере неадекватного

отражения действительности, в стадию ≪символического≫, непосредственного

вхождения в культуру; пору первых реальных столкновений

с ее ограничительными механизмами, когда нормативные

требования могут восприниматься исключительно как репрессивные,

враждебные и ущемляющие свободу индивида. В этот период

человек получает возможность осознанно обрести (или утратить)

свое подлинное Я. Он вступает в мир и самым непосредственным

образом соприкасается с реальностью времени и места, в которых

ему предстоит жить. Поэтому столь ≪беспокойна≫ юность, столь

много хлопот доставляет она и самому молодому человеку, и всему

социальному порядку. Чрезвычайно важно, чтобы по окончании юношеского

кризиса создалось гармоничное и адекватное возможностям

представление индивида о его личной сопричастности ведущей

культурно-исторической тенденции эпохи, что позволит ему в

будущем сохранить полноту и целостность ощущения жизни вопреки

всем изменениям. Чаще всего именно в этот период создастся

(или не создается) представление о социально-исторической

идентичности группы, с которой отождествляет себя индивид, как о

единственно аутентичной, подлинно человеческой возможности реализации

собственного Я, приобщения к высшим реальностям, обретения

морального бессмертия.

К концу юношеского возраста обычно закрепляются и социально-

культурные роли, которые в последующем будут определять

жизненный путь человека. Эриксон различает негативные идентичности

—≪преступник≫, ≪проститутка≫, ≪сумасшедший≫, ≪изгой≫

и др. —и позитивные. Конкретный ≪набор≫ позитивных и негативных

ролей определяется культурными нормами, доминирующими в

данное время, и может варьироваться.

Почему же идентичность, процесс идентификации, или обретения

идентичности, столь важны и в социологическом, и в психо-