logo
учебник Солонин, Каганов

178 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур

ности. Нередко случается, что традиция из образца для подражанияЯ

превращается в механизм принуждения: традиция и индивидуаль-Я

ность вступают в конфронтацию друг с другом, что становится т р в

гедией как отдельного человека, так и целых групп.

Противоречия между традицией и индивидуальностью находят!

выражение, в частности, в конфликтах ≪отцов≫ и ≪детей≫, повторя-1

ющихся едва ли не на всем протяжении развития человечества. В I

конкретно-исторических условиях они могут принимать очень бо-Я

лезненный характер. Однако существовали в прошлом и суще-Я

ствуют до сегодняшнего дня культуры, признающие высшей ценно-1

стью свое наследие в целом независимо от того, какие родовыеД

этнокультурные, конфессиональные, идеологические, политические!

традиции и как именно положены в их основу и считаются традици-Я

онными. Такие культуры тяготеют к замкнутости и обособленности^

так как ориентированы на чуть ли не дословную репродукцию опре-Я

деленных социокультурных образов, стабильное их воспроизведение Я

вопреки любым изменениям. Значение индивидуального начала в I

таких моделях сведено к минимуму. Можно выделить различные*

типы традиционализма. Крайними проявлениями этой тенденцииЯ

следует считать добровольное подчинение своего Я установленным Я

нормам и полное растворение в групповых формах культурной Я

деятельности и различные варианты группового насилия, когда ин-Я

дивид под давлением силовых методов вынужден подчиняться тра-И

диции, идеологически возведенной в разряд неукоснительной догмы. I

Культуры, Как уже отмечалось, до сего дня сохраняются куль- I

ориентированные туры, делающие акцент в своем развитии не на Я

на традиции изменении, опирающемся на творческий потенци- I

ал индивидуальностей, а на сохранении установив- I

шегося, из века в век повторяющегося культурного порядка. Такие I

культуры называются традиционными. Идеальный общественный I

стереотип в них относится к прошлому. Настоящее же трактуется I

как череда репродукций, максимально приближенных к запечатлен-1

ному и уже получившему многократную реализацию в культуре I

канону. Обычно считается, что подобная культурная установка была I

свойственна человечеству на ранних этапах его развития. В каче-1

стве наглядного примера приводятся первобытные, как их частой

именуют, социокультурные образования.

Однако считать традиционные культуры отсталыми, ≪неразви-1

тыми≫, ≪примитивными≫ несправедливо. К. Леви-Стросс, великий!

французский этнолог, культурантрополог, лингвист, философ и ис-Я

следователь дописьменных культур, в своих многочисленных рабо-1

тах прекрасно продемонстрировал, что человек традиционного об- I