logo
учебник Солонин, Каганов

226 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза

зался перед необходимостью радикально изменить свое отношение

к природе, как к внешней для него географической среде, так и к

своему внутреннему природному содержанию —духовной и телесной

сторонам его собственного бытия. В XX в. 3. Фрейд открыл

глубинный внутренний конфликт между природой и культурой в

человеческой психике, который порождает различные формы психических

расстройств. Не касаясь эффективности предложенных

основоположником психоанализа методов лечения этих расстройств,

следует подчеркнуть, что и в такой тончайшей области бытия, как

психика человека, спасительным может быть только диалогический

контакт сознания и подсознания, врожденных физиологических

влечений организма, в том числе либидо, и воспитанных культурой

нравственных принципов.

Сложнейший аспект взаимоотношений культуры и натуры в самом

человеке —педагогический. Отечественной теоретической мыслью

и, что несравненно хуже, педагогической практикой нашей современной

школы игнорируется принципиальное различие между

образованием и воспитанием. Между тем образование есть процесс

передачи знаний, а воспитание —процесс приобщения к ценностям.

Мы имеем дело с двумя различными ситуациями. Передача

знаний может осуществляться на школьном уроке, в университетской

лекции, с помощью учебника, обращенного к еще большему числу

получающих информацию, —в данном случае преподаватель не

принимает во внимание индивидуальных особенностей психики каждого

ученика и передает им объективно-безличные знания, которые

воспринимаются безличным, одинаковым по сути его деятельности

абстрактным мышлением. Воспитание же может быть эффективным

только тогда, когда Учитель как ≪Значимый другой≫ передает

ценности каждому индивидуально на том основании, что ценностные

установки, воспринимаемые воспитуемым, должны синтезироваться

с его уникальными в своей целостности природными данными,

натурой≫, врожденными чертами темперамента, характера, нервной

системы. Вот почему талант воспитателя встречается неизмеримо

реже, чем дар преподавателя —первый предполагает наличие у родителей

и профессиональных педагогов ≪ощущения индивидуальности

воспитуемого, особого рода интуиции, близкой к интуитивному

озарению художника.