logo
учебник Солонин, Каганов

14. 3. Законы истории и развитие культуры

Монолинейность Выше были рассмотрены два конкурирующих под-

или полилиней- хода к построению исторической типологии куль-

ность? туры: один основан на концепции монолинейной

магистрали прогресса≫, другой —на полилинейном

развитии локальных культур или цивилизаций. Таким образом,

проблема исторической типологизации культуры оказывается

связанной с общим пониманием хода истории человечества. Поскольку

концепции монолинейности _и полилинейности исторического

процесса альтернативны, решение зависит от того, какая из

этих концепций соответствует действительности. Если история мо~

нелинейна, то различные социокультурные миры должны рассматриваться

как общества, находящиеся на разных этапах единого исторического

пути человечества, и тогда неверно думать, что каждый

из них эволюционирует ≪сам по себе≫ и проходит свой цикл жизни,

не имеющий никакого отношения к общечеловеческому прогрессу.

Если же история человечества полилинейна, то сравнивать различные

социокультурные миры по уровню развития в принципе

невозможно и говорить о том, что одни из них продвинулись по

пути исторического прогресса дальше других, не приходится.

Однако и та, и другая позиции наряду с несомненно содержащимся

в них ≪зерном истины≫ страдают существенными недостатками.

Особенно неприятно то, что обе они при последовательном

проведении ведут к весьма негативным в практическом, моральном

и политическом отношении выводам.

Привлекательность первого подхода состоит в том, что он проникнут

гуманистической мыслью о единстве человечества, надеждой

на лучшее будущее, к которому придут все страны и народы,

двигаясь по дороге, проложенной наиболее процветающими из них.

Однако прямолинейное ≪ранжирование≫ культур по их уровню развития

приводит к разделению народов на ≪культурные≫ и ≪некультурные

, откуда совсем недалеко до провозглашения одних из них

лучшими≫, а других ≪худшими≫. На практике это выливается в

проповедь превосходства какого-то одного народа (или группы народов,

как это имеет место в европоцентризме) над другими и в

принятие его культуры за образец,-приближение к.которому определяет

оценку развитости всех остальных культур. Но в действительности

ни одна из культур (в том числе и западная) не вправе

навязывать свои достижения в качестве единого образца для всех

других культур. В любой культуре существует своя система норм и

оценок, которая позволяет внутри нее различать культурность и

бескультурье.