logo
учебник Солонин, Каганов

528 ' Глава 20. Основные культурологические течения XX в.

рия безумия в классическую эпоху≫ (1961) и др. Проблемы культуры

Фуко излагает главным образом в терминах конфликта и власти,

или силы. Постоянный акцент Фуко на маргинальности делает

его мысль чуткой к различиям, разнообразию и поискам самоидентификации,

т.е..к тому, что сегодня играет ключевую роль для понимания

культур и действия в обществе.

Фуко против каких-либо стандартов, которым должны подчиняться

все. Ему кажется катастрофичным поиск форм нравственности,

приемлемых для всех и каждого, в том смысле, что каждый

должен им подчиняться. Согласно Фуко нормы не могут иметь никакого

универсального обоснования независимо от конкретных людей

и контекста, в котором они реализовываются. Рационализация

власти и злоупотребление ею, считает Фуко, входят в число самых

важных проблем нашего времени. В противоположность тем авторам,

которые выдвигают необходимость разработки неких универсалий,

независимых от контекста, и применение контроля через составление

конституций и развития различных институтов, Фуко сосредоточивает

внимание на анализе стратегии и тактики как основе

силовой борьбы.

В концепции, изложенной в книге ≪Слова и вещи≫ (1966), в противоположность

традиционному историзму он выдвигает понятие ≪историчность

: каждая эпоха имеет свою историю, которая сразу и неожиданно

открывается≫ в ее начале и также неожиданно ≪закрывается

в ее конце. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего

не передает последующей. Историю характеризует ≪радикальная

прерывность≫. Фуко считает, что старое понятие истории вообще

несостоятельно и не может быть применено даже к отдельно взятой

культурной эпохе, где нет прогресса и процесса последовательной

смены одних идей и теорий другими. Все они как бы сосуществуют

одновременно, являясь лишь одним из возможных вариантов единой

для данной эпохи структуры или инварианта. .

Все известные науки и культуры Фуко относит к ≪доксологии≫,

исходившей из наличия единой и непрерывной истории вообще и

культуры в частности и объяснявшей их изменения борьбой мнений,

прогрессом разума, практическими потребностями и т.д.

Вместо ≪доксологии≫ Фуко предлагает ≪археологию≫, предметом

которой должен стать ≪архаический уровень≫, обеспечивающий возможность

познания и способ бытия того, ≪что надлежит познать≫.

Этот глубинный фундаментальный уровень Фуко обозначает термином

эпистема≫. Эпистемы представляют собой ≪фундаментальные

коды культуры≫, исторически изменяющиеся структуры, определяющие

конкретные формы мышления, знания и наук. Эписте-