logo
учебник Солонин, Каганов

2.4. Культурная антропология

В зарубежной науке эта область исследований близка к психологической

антропологии и исторической психологии. Особенно

интенсивно она начала развиваться в 1960-е гг., хотя ее основы

были заложены в предшествующие десятилетия XX в. В рамках

культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений

человека и культуры, адаптации человека к окружающей

культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения

творческих потенциалов в деятельности и ее результатах.

Социально-культурная эволюция личности происходит в течение

всей жизни, но особую роль играют детство и молодость, когда закладываются

основы ценностных позиций и интересов. Культурная

антропология выявляет ≪узловые≫ моменты социализации, аккультурации

и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного

пути, изучает влияние культурной среды, систем образования

и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников,

поколения. Особенное внимание уделяется психологическому обоснованию

таких универсальных явлений, как жизнь, душа, смерть,

любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.

Главные направления научного поиска заключаются в изучении

процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния

природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей

национального характера, взаимодействия экологии и этноса.

Основатель психоаналитической школы 3. Фрейд и его последователи

Э. Фромм, А. Кардинер, К. Хорни, А. Адлер, А. Маслоу,

К. Юнг проявляли особенный интерес к исследованию взаимодействия

естественно-биологических, энергетических и культурных факторов

в определении мотивов поведения человека, эмоциональных