logo
учебник Солонин, Каганов

104 Глава 5. Субъект культуры

ее стиль, характер оседлости, и т.д. Синтезированная структура

локального культурного пространства присутствует в качестве

чувства ≪малой родины≫, ≪корней предков≫ у каждого человека.

Эти переживания характеризуют причастность к ≪своему≫, в кр4

тором выражается предмет отождествления. Идентифицируясь ej

ним, человек видит в нем собственное продолжение, выходит за

пределы своей непосредственной телесной оболочки.

Включенность в социальные связи определяет ту социокультурную

нишу человека, которая досталась ему от предков. Социг.

альные связи становятся фактором, удерживающим человека в родной

местности, он, что называется, ≪обрастает≫ ими. Культурное пространство,

впервые освоенное ребенком, становится его ≪домом≫ — местом покоя, миром его детства, образцом, сознательно или бессознательно

воспроизводимым на протяжении последующего жизненного

пути.

Средовая идентификация человека определяет характер познания,

среда воспринимается как существенная характеристика его

социального бытия. Усвоение ее стереотипов —это и усвоение

символики данной среды, имеющей этнические корни. Кроме этнического

своеобразия культурного пространства, определяющим фактором

выступает демографический. Плотность населения является

показателем степени освоенности местности, ее окультуренности.

Характер и тип поселения являют собой очаг определенной культуры,

нередко становясь символом цивилизации, ее центром (например,

Вавилон, Рим) или ее форпостом (например, казачья станица

Российской империи). Если храмовая архитектура символизирует^

религиозные представления населения, то организация городского

пространства отражает государственную структуру общества щ

принципы социальных связей.

Нередко погружение инородца в мир чуждой ему культуры при

переезде на новое место (в случае длительной или краткосрочной

эмиграции) вызывает ощущение культурного шока. Вот одно из

описаний впечатления, произведенного Парижем на русского писателя

В. Брюсова: ≪Я понял, что нас —двое: город и я, один — громадный, страшный, всемогущий и беспощадный, другой —малый,

бесприютный, слабый, но решившийся на борьбу. "Будьте мудры, как

змии", —вспомнилось мне древнее изречение, и я подумал, что прежде

всего должно мне смешаться с этим городом, раствориться в нем,

стать "как все"... Я упивался зрелищем самого каменного острова

этого великого города, уничтожившего землю и небо и создавшего

вместо них свой мир из кирпича, гранита, мрамора, стекла, стали,

-железа, который казался мне несокрушимым, назначенным жить

сотни тысячелетий, стать сверстником человечества, как становят-