logo
учебник Солонин, Каганов

28 Глава 2. Структура культурологии

сообществе. Поиск более точного названия отражает состояние

науки, но является преходящим. Историки и писатели, философы и

религиозные деятели в своих трудах всегда размышляли о судьбах

развития 'культур и цивилизаций, способах и путях исторической

преемственности и трансляции культурного наследия последующим

поколениям, единстве и многообразии культур народов мира, культурных

контактах и межкультурной коммуникации. На основе этих

теорий, а также эмпирических исследований и наблюдений постепенно

создавалась наука о культуре. Различные названия лишь

подчеркивают процесс становления данной отрасли гуманитарного

знания, выделяя философский, исторический, социологический, этнический,

антропологический аспекты.

Кроме того, следует принимать во внимание национальные традиции

исследования культуры в России, Англии, Германии, Франции,

Италии, США и других странах. В одних странах предпочтение

отдается философии культуры, в других —культурной антропологии,

в третьих —теории культуры.

Само название ≪культурология≫ появилось сравнительно недавно:

в конце XIX —начале XX вв. Его стали использовать многие

исследователи. Теоретик английского эволюционизма, этнограф и

антрополог Э. Тайлор в книге ≪Первобытная культура≫ (1871) назвал

одну из глав ≪Sciens of culture≫, или ≪Наука о культуре≫. Выдающийся

немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд

в труде ≪Система наук≫ (1915) предложил именовать науку о цивилизациях

≪культурологией≫. В работе ≪Принципы теории образования

≫ он писал: ≪Специфические человеческие особенности, отличающие

род Homo sapiens от всех прочих животных видов, охватываются

наименованием ≪культура≫; следовательно, науку о специфически

человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать

культурологией (Kulturologie)≫1. В 1929 г. американский социолог

Р. Бейн в главе сборника ≪Направления американской социологии≫

писал о взаимосвязи социологии, культурологии и экологии человека,

о близком родстве между социальной психологией и культурологией.

В эти годы вышло немало научных книг по культурологии.

Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении

ее названия как культурологии принадлежит английскому

антропологу Л. Уайту. В 1939 г. в статье ≪Проблема терминологии

родства≫ он использовал понятие культурологии для обозначения

класса явлений, имеющих наряду с функциональным еще и

1 Оствальд В. Принципы теории образования //Антология исследований культуры.

В 2 т. Т. 1. СПб., 1997. С. 141.,