logo
учебник Солонин, Каганов

3.5. Подходы к изучению культуры ' . . • 65

бильность. Постижение ее в устойчивом состоянии, с определенным

отвлечением от процессов изменения во времени, т.е. синхронистически,

характерно для теоретического подхода. Он отражает

познание культуры в одном из возможных аспектов ее существования,

т.е. при отвлечении от динамических, процессуальных

характеристик и без рассмотрения этапов и состояния культурной

трансформации. Исторически этот подход был связан с тем периодом

обществоведения, когда научно-философская мысль еще не подошла

к идее развития. Эволюционизм, господствовавший в XVIII

и XIX вв., стремился представить динамику общественных явлений

в чисто количественном отношении, без качественных, принципиальных

преобразований. Со временем он преобразовался в аспект

постижения культуры, изучающий ее строение, функции культурных

элементов, их соотношение и т.д. и осознано отвлека-ющийся

ради решения своих задач от конкретно-исторических предпосылок

и условий ее существования, изменений и стадиальных состояний.

При теоретическом подходе конкретность объекта подменяется

абстрактными аналогами реальных явлений.

С середины XIX столетия в науке и философии стал утверждаться

историзм, который отразил понимание духовной и общественной

жизни и культуры как явлений, находящихся в процессе исторических

изменений, возникновения и исчезновения. Этот взгляд вывел

исследователей на уровень осознания законов культурных процессов

и понимания отдельных культурных явлений на фоне исторического

развития человечества и конкретно-исторических условий отдельных

его этапов, периодов и состояний. Подход, учитывающий

изменения во времени, или диахронический, постепенно приобрел

характер господствующего. На месте абстрактного рассмотрения

культуры в качестве универсальной и неизменной формы человеческого

бытия утвердилось ее понимание как закономерного процесса

перехода от относительно простых форм первобытной культуры

ко все более сложным древневосточным, античным, средневековым и

современным ее типам, которые одновременно представляются ступенями

совершенствования общечеловеческой культуры. Историзм

позволяет в каждом историческом типе культуры видеть относительно

самостоятельную целостность, живущую по своим специфическим

законам, и предоставляет возможность рассматривать культуру

в ее конкретностях. Человечество распадается на нации и этнические

образования, существует в форме государств, обществ и формаций.

Им соответствуют национальные, этнические и социально определенные

культуры. Внутри наций и обществ каждый элемент —регион,

сословие, класс, социальная группа —формирует свои культурные об-

3 Культурология