logo
учебник Солонин, Каганов

11.4. Историческая динамика бытия культуры - . 255

чиновничьего аппарата, жречества и армии. Эта траектория развития

человечества оказалась несравненно более перспективной, чем

скотоводческо-кочевническая, и потому она оставалась основой

материального, духовного и художественного бытия народов Востока

на протяжении тысячелетий, вплоть до XIX в., а в ряде мест

и до XXI в. Чрезвычайно прочный, стабильный тип культуры, сложившийся

в восточных странах, называется традиционным и

отражается в культурологическом понятии ≪Восток≫.

Траектория нелинейного развития культуры была проложена и

в Древней Греции —единственной точке на Земле, где доминирующей

формой производства стало ремесло. Коренное отличие ремесла

от земледелия и скотоводства состоит в том, что оно является

творческой по своей сути формой деятельности, т.е. не видоизменяет

то, что уже существует в природном мире, —растения

и животных, а создает нечто, чего в природе нет. На этой основе

вырос новый тип самосознания человека, впервые в истории культуры

сформулированный поэтом Софоклом: ≪Много в природе

сил, но сильней человека нет≫ и философом Протогором: ≪Человек

есть мера всех вещей, тех, которые существуют, и тех, которые

не существуют≫ и воплощенный скульпторами в образах идеально-

прекрасных людей, с обликом которых связывались представления

о богах. Греческая цивилизация нашла свое продолжение в

Древнем Риме, но выродилась там, так как преждевременно утверждала

Человека как ≪меру всех вещей≫, —реальный уровень бытия

еще не давал для этого необходимых оснований. Республикан-

ско-демократический строй потерпел поражение в столкновении

с варварами-кочевниками, и на последующую тысячу лет в Европе

установился новый вариант общества, основанный на земледелии

и потому по сути его культуры идентичный обществам Древнего

Востока.

Господствующим культурным принципом стал традиционализм,

закономерно порождавшийся всем строем земледельческого хозяйства:

его практически стабильной, примитивной и консервативной

технологией; подчиненностью циклическому ритму природы и полной

зависимостью от ее ≪воли≫; стойкостью мифологического осмысления

природных стихий и религиозной покорностью им; монархической

системой управления, освященной церковью и имевшей

опору в вооруженной силе профессиональных армий;

служебной ролью концентрировавшихся в городах ремесел и торговли.

При всей стабильности этого общества и его культуры во

втором тысячелетии в городах Западной Европы и пошедшей вслед