logo
учебник Солонин, Каганов

244 Глава 11. Антропологические аспекты культуры

Необходимость преодоления конфронтационной разобщенности землян

осознавалась уже в XIX в., но предлагавшиеся тогда способы

решения этой задачи были утопичны. Например, создание нового религиозного

учения ≪Бахай≫, основоположник которого перс Баха-Уллы

провозгласил необходимость не только духовного, но и политического

объединения человечества и обратился с посланием ко всем правителям

и царям: ≪Объединяйтесь, о цари небесные, ибо тогда утихнет

буря разногласий меж вами и народы ваши обретут покой...≫

(идеи Баха-Уллы оказали большое влияние на мировоззрение М. Ганди,

а Л.Н. Толстой видел в них ≪высшую и чистейшую форму религиозного

учения≫; на Западе они имеют хождение по сей день), а также

европейские, американские и российские учения ≪утопического социализма

, возлагавшие надежды на нравственные и эстетические способы

преодоления исторически сложившегося раскола человечества; марксистский

научный коммунизм≫, который рассчитывал на достижение

той же цели силой ≪мировой пролетарской революции≫. Однако

в обществе, в котором сознание и поведение людей определяются

эгоистическими материальными интересами, духовные факторы способны

определять поведение отдельных личностей, но не действия крупных

социальных сил: сословий, классов, партий, управляющих государствами

или борющихся с господствующими социальными порядками.

Неудивительно, что ни бахаизм, ни гандизм, ни толстовство, ни марксизм

и ленинизм, сколь бы популярными они ни становились в определенных

обстоятельствах и национальных культурах, не могли реально,

практически объединить человечество —оно продолжало расширять

сферу политического противоборства и идеологических конфликтов,

результатом чего стали две мировые войны XX в.

История показала, что все расчеты на объединение человечества

были иллюзорными до тех пор, пока научно-технический потенциал

культуры не сделал его не только возможным, но и необходимым

для сохранения жизни на Земле. Определяющим фактором в судьбе

человечества выступает сегодня не структура общества, а степень

развития культуры: достигнув определенного уровня^ она повлекла

за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социального

управления. Это сказалось прежде всего в расширении отказа

от применения традиционных, унаследованных от наших предков,

способов физически-смертоносного насилия государства над государством

и нации над нацией, одних промышленных корпораций

над другими и одних политиков, банкиров, бизнесменов над другими

и в применении порожденного культурой способа разрешения всех

противоречий и конфликтов, неизвестного животному миру, альтернативного

насилию, имя которого —диалог.