logo
учебник Солонин, Каганов

174 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур

цент на традиции, необходимо в первую очередь назвать культур-]

ную антропологию. Следует отметить, что в своем становлении]

как научная дисциплина культурная антропология была тесно свяТ

зана с идеями эволюционизма, где традициям уделялось первосте;

пенное внимание. Э. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер, а также их оппоненты

в лице представителей ≪функциональной школы≫ Б. Мали-1

новского и ≪школы исторической этнологии≫ Ф. Боаса внесли!

немалый вклад в изучение традиционных обществ. Кульминацией

данного направления можно считать структурную антропологию

К. Леви-Стросса. В социологии понятие традиции появилось.]

несколько позже —в рамках этой науки утвердилось преимуще-]

ственное представление о ней как о коммуникативном механизме,]

действие которого предполагает ориентацию индивида на некритически,

поверхностно и механически усваиваемые им социальные]

нормы. В ≪понимающей социологии≫ М. Вебера понятие традиции!

применялось для обозначения одного из типов действия, противо-1

положного по своему характеру действию ≪рациональному≫, осно-1

ванному на рационально-критическом усвоении норм и правил.

Много внимания исследованию традиции в XX в. уделяли пред-1

ставители различных направлений философского знания. Так, Я

Э. Гуссерль, родоначальник феноменологии, обращался к проблеме Я

традиции, связывая ее решение с основной задачей своего ≪феноме- I

нологического проекта≫ —новым обоснованием научной рацио-Я

нальности. По мнению философа, содержание традиции не дано Я

заранее, оно должно быть, развернуто в процессе ее актуализации,!

реализации в действительность. Учреждение же традиции задаете

лишь самое общее направление, не исключающее индивидуальную^

активность познающего субъекта. Понятие традиции приобрело клю-Я

чевое значение в герменевтике Г. Гадамера. По мысли философа,Я

понимание, происходящее на пересечении деятельности интерпрета-Я

тора-читателя и автора текста, становится возможным только благо-Я

даря существованию традиции. Принадлежность к традиции оказы-Я

вается онтологической, т.е. бытийственной, характеристикой субъек- I

та, гарантирующей ему возможность понимания.'.В философии науки Я

оно было выдвинуто на первый план в теории ≪научных революций≫Я

Т. Куна и в ≪методологическом анархизме≫ П. Феиерабенда. УЯ

первого понятие традиции в науке практически совпадало с поня-Я

тием парадигмы, определяющей в какой-либо эпохе характер пред-1

ставлений о мире. У второго традиция и научная рациональность!]

рассматривались как равноправные способы обоснования знания

об окружающей действительности. При этом современное преимущество

науки обусловливалось чисто внешними, часто случайными,