logo
учебник Солонин, Каганов

12.5. Субкультура и контркультура 281

нания того, что миры взрослых и детей радикально различаются,

еще не было. Лишь гораздо позже —при стечении очень многих

идеологических, политических, социокультурных обстоятельств — эти два мира1 были отделены один от другого; причем, как указывает

ученый, ≪открытие детства≫ в европейской культуре было сопряжено

с утратой ребенком свободы. Так внутри прежде единого

в данном аспекте культурного пространства появилась некоторая

автономность, которая сохраняется до нашего времени, воспроизводит

себя в иных, нежели подкультуры других возрастных категорий,

формах.

С помощью категории ≪субкультура≫ мы констатируем, что

внутри целостного господствующего образования всегда присутствуют

некие суверенные культурные опыты, отличающиеся от него строем,

обычаями, нормами, поведенческими сценариями, художественно-

стилистическими регламентами. Субкультурные образования

отражают социальные, этнические, демографические особенности

развития культуры. Они в достаточной мере устойчивы, автономны,

закрыты и проявляются в языке, сознании, этических и эстетических

предустановках.,

Субкультурные тенденции во многом обусловлены стремлением

любой культуры, обладающей статусом официальности, заполнить

собой все отсеки жизни,1 стать универсальностью и тотальностью.

Любая же унификация всегда порождает альтернативу. Традиционно

в рамках культурологии проблема субкультур рассматривается в

рамках социализации и отражает сложный процесс интеграции культурных

ценностей различными слоями общества. Приобщение к ведущему

культурному стандарту эпохи, вхождение в систему господствующих

культурных ценностей, идентификация себя с крупномасштабным

культурным комплексом —процессы очень сложные и

часто болезненные как для отдельных людей, так и для целых групп.

Это и подпитывает субкультуры. Допустимо говорить об особых

кодексах правил и моральных норм внутри субкультурных образований.

Субкультуры обладают герметичностью и стойкостью, они

способны воспроизводиться достаточно долгое время.

Надо обратить внимание на то, что при всей альтернативности

субкультурных комплексов, их, подчас декларативном, неприятии

главенствующей культуры, они, как правило, не стараются подменить

последнюю, низвергнуть ее. Субкультуры хотя и возобновляются

беспрерывно в истории, все же выражают процесс приспособления

к господствующим культурным нормам. Они в большей

мере способствуют постепенным эволюционным и мирным

преобразованиям, нежели революционным и резким сменам одних

культурных ориентиров на другие. Культурные созидательные