logo
учебник Солонин, Каганов

522 Глава 20. Основные культуролоГические течения XX в.

Средством преодоления отчуждения для Маркузе является его

идея ≪новой чувственности≫, которая пробуждает эстетическое измерение

человеческого существования'и ориентирует индивида на

ценности искусства, а не на утилитарно-практические предписания

науки.

Критически оценивая современное ему общество, Маркузе вводит

понятия ≪одномерное общество≫ и ≪одномерный человек≫, имея

,в виду опасную тенденцию политического и духовного уравнивания.

Возникновению одномерной культуры способствовуют наука,

образование, стандартизация образа жизни, поддерживаемые средствами

массовой информации и техническим прогрессом. Одномерное

общество опасно тем, что оно порождает человека, полностью

зависимого от государственных структур и потому лишенного

всякой творческой инициативы и самостоятельности. Следствием

одномерного общества является рост инстинктов агрессии, ибо природа

человека противится ≪тотальному≫ обобществлению, поскольку

она асоциальна по своему характеру. Маркузе предлагает оригинальную

теорию решения этих проблем, сводящуюся к идее бесконечного

протеста, Великого отказа, тотальной революционности.

Эти идеи с готовностью были восприняты бунтующими студентами

1960-х гг., которые протестовали против войны США во Вьетнаме,

главным образом во Франции, но также в ряде других стран

восточного блока.

В 1970-е гг. происходит пересмотр многих основополагающих идей,

присущих классическому варианту культурфилософии франкфуртской

школы. Отказываясь от пафоса противоборства с разумом и

принимая либеральную перспективу, Ю. Хабермас (р. 1929) разрабатывает

собственный взгляд на культурно-исторический процесс. Он

является одним из немногих мыслителей в мире конца XX в., кто

попытался осуществить великий теоретический синтез идей. Осмысляя

проблемы культуры иобщества второй половины XX в./Хабермас

использовал значительные теоретические находки разных интеллектуальных

потоков XIX—X вв.: аналитической философии,

марксизма и неомарксизма, психоанализа, герменевтики, структурализма,

культурфилософии франкфуртской школы и др. Эта попытка

отражена в его наиболее значительном произведении —двухтомной

Теории коммуникативного действия≫ (1981).

В отличие от своих предшественников и учителей по франкфуртской

школе Хабермас верит в созидательную роль разума.

Одно из центральных понятий его концепции — ≪коммуникативная

рациональность≫. Любая культурно-историческая реальность является

порождением коммуникативной деятельности индивида. Ра-