logo
учебник Солонин, Каганов

4.2. Цивилизация 81

религиозными преградами и от всех имманентных культуре нравственных

≪регуляторов≫. Экологический и назревающий генетиче-

ский-кризисы требуют формирования нового типа отношений культуры

и цивилизации, который вывел бы современную культуру из

подчинения цивилизации, но не возродил бы при этом ее подчиненность

религиозно-мифологической культуре традиционного типа,

враждебно относящейся к цивилизации. Это сможет осуществиться,

если культура будет оказывать воздействие на все цивилизаци-

онные механизмы, причем не государственно-политическими декретами

1и репрессивно правовыми средствами, а нравственными

принципами, регулирующими поведение и деятельность членов общества

сознанием ответственности каждого за судьбу всех.

Патриархальный крестьянский быт и монашеская духовная самоизоляция

считаются архаическими формами культуры именно

потому, что они отрешены от современной цивилизации. Характерная

для идеологии наших неославянофилов и почвенников идеализация

прошлого, доцивилизационного состояния человечества — патриархально-общинного строя крестьянской жизни и порожденного

им домостроя, дохристианской языческой древности Руси или

уваровско-николаевской триады ≪православие, самодержавие, народность

≫, —должна быть-расценена в лучшем случае как наивно-

романтический ретроспективизм: она наносит реальный вред воспитанию

сознания вступающих в жизнь поколений, а значит — формированию нового исторического типа культуры, использующего

все механизмы цивилизации и опирающегося на них, но не подчиняющего

им выработанных в процессе многотысячелетнего развития

культуры высших ценностей человеческого бытия.

Только на этой основе станут и возможными, и необходимыми

преодоление пропасти, разделяющей массовую и элитарную субкультуры,

и реализация заложенного в бытии культуры импульса к

духовному объединению людей: жизнь духа ≪снимает≫ все биоантропологические

и социальные различия (между полами и поколениями,

расами и нациями, сословиями и классами и др.), порожденная

культурой человеческая духовность имеет нравственную, т.е.

общечеловеческую, природу в отличие от духовности религиозной.

Вот почему речь идет о совершенно реальной возможности гармонизации

интересов науки и нравственности —именно это должно

стать фундаментом связи культуры и цивилизации, способной

обеспечить человечеству будущее.