logo
учебник Солонин, Каганов

6.2. Основные типы знаковых систем культуры 119

тель начинает водить пальцем по классному журналу —это знак

того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. Совершая непроизвольные

и бессознательные телодвижения, человек, как правило, даже

не подозревает, что он подает этим знаки, сигнализирующие о его

чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях.

Функциональные знаки наряду с первичными значениями, связанными

с их прагматическими функциями, могут принимать и вторичные

значения, которые приписываются им более или менее

произвольно (чаще всего —на основе каких-то аналогий). Такие

вторичные значения они приобретают, например, во многих суевериях

приметах (подкова, прибитая у двери; пустые ведра у идущей

навстречу женщины; упавшая со стола ложка' или нож —придет

женщина или мужчина и т.п.). В популярных в прошлом ≪Сонниках

≫ —сборниках толкований снов —можно найти массу вторичных

значений, которые придаются самым разнообразным вещам, увиденным

во сне.

Поскольку предметы и поступки, выступающие в качестве функциональных

знаков, представляют собой средства, результаты, способы

человеческой деятельности, постольку они самой этой деятельностью

упорядочиваются и систематизируются. Большой и сложной

системой функциональных знаков является, например, производственная

техника.

Иконические Это принципиально иной класс знаков по сравне-

знаки нию с естественными и функциональными. Иконические

(от греч. eicon —изображение) знаки — это знаки-образы. Их определяющей чертой является сходство с тем,

что они обозначают. Это сходство может быть большим или меньшим

от подобия лишь в некотором отношении до изоморфизма

(взаимно-однозначного соответствия всех элементов и отношений).

Иконические знаки —знаки в полном смысле слова. Если для

предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных

знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими

как бы по совместительству с их основными функциями, то для

иконических знаков эта функция является главной и основной.

Они,- как правило, искусственно создаются так, чтобы их внешний

вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возможно

в качестве иконического знака использовать и естественно образовавшийся

объект, если он очень похож (случайно или неслучайно)

на то, что нам хотелось бы им обозначить.

Иконический знак может быть сходен с обозначаемым предметом

по ≪материалу≫, из которого они оба состоят. Так, в музыке