logo
учебник Солонин, Каганов

62 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

кий подход, в силу которого культура изначально принимается в

той или иной предметной определенности. Монистическая установка

1 предполагает понимание культуры либо как исключительно идеальной

сущности, либо как материальной. Внутри каждого из этих

пониманий имеется огромное число конкретных выражений идеальной

(духовной) или материальной сущности культуры. Наряду с

монистической существует плюралистическая установка, определяющая

понимание культуры как совокупности различных по онтологическому

статусу культурных элементов или видов. Онтологический

подход не просто связан с методологическим подходом, но и

определяет его. Методы, ориентированные на постижение культуры

как духовного в своем существе явления, оказываются, по сути, несовместимыми

с методами изучения культуры как чего-то материального

в своем основании. Попытки их согласовать обычно сводятся

к тому, что последние расцениваются в качестве низших, более

простых, дающих весьма поверхностное предварительное знание о

культуре.

Философско-мировоззренческие предпосылки не только формируют

своеобразие онтологического подхода к культуре, но и определяют

познавательное (гносеологическое) отношение к ней. Значительная

часть исследователей культуры убеждена в том, что главная

задача культурологии заключается в строгой, многосторонней и исчерпывающе

полной фиксации культурных фактов. Согласно этой

позиции ученый является прежде всего наблюдателем: он описывает,

упорядочивает факты и культурные явления в соответствии с их

естественной взаимозависимостью, стремясь не исказить результаты

своей работы какими-либо теоретическими, особенно философскими,

привнесениями, не находящимися в связи с опытом. Описывать, а не

объяснять; воспроизводить факты культуры так, как они предстают

в наблюдении, а не искать законы и сущности, которым они якобы

подчиняются, —такова суть подхода к изучению культуры, развитого

в русле гносеологии так называемого позитивизма2. Этот подход,

называемый феноменалистическим3, основан на философском учении,

отрицающем существование чего-либо иного, кроме явлений и

1 Монизм, монистическая установка, предполагает подход к пониманию чего-

либо при строгом следовании одному, строго соблюдаемому принципу объяснения.

2 Позитивизм —философия, возникшая в начале XIX в., основанная на признании

приоритета ≪положительного≫ знания во всей деятельности человека, которое,

однако, должно быть отделено от всевозможных заблуждений, в том числе

и от метафизических. Философия должна разработать приемы очищения положительного

знания и его систематизации.

3От слова ≪феномен≫ —явление, данное нам в непосредственном чувственном

опыте.