logo
учебник Солонин, Каганов

13.4. Региональная типологизация культуры 303

как различие между двумя типами культур. В том, что культура

Востока и культура Запада имеют специфические особенности, сомневаться

не приходится. Многим людям на Западе восточная культура

кажется непонятной и экзотичной, а представители восточной

культуры нередко смотрят на западную с недоумением и неодобрением.

Но различия между этими культурами скорее интуитивно

улавливаются, чем логически строго формулируются и обосновывав

ются. О чертах, отличающих их друг от друга, можно говорить лишь

с большей или меньшей долей условности. Во-первых, потому что

культуры эти неоднородны по своему содержанию, и если характеризовать

их обобщенно, отвлекаясь от специфики включенных в

них национальных культур, то такая характеристика будет весьма

бедной. Во-вторых, потому что восточная культура неоднородна в

гораздо большей степени, чем западная: есть Восток буддийский,

Восток мусульманский, Восток арабский; существует большая разница

в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония,

Иран, тогда как культура Запада объединяется одной религией — христианством (хотя и распадающимся на целый ряд различных

вероисповеданий),.и несходство в образе жизни между западными

странами не столь разительно, как на Востоке. Поэтому В.М. Алексеев

называл культуру Востока ≪горизонтальной≫, а Запада —≪вертикальной

.

В течение долгого времени проблема ≪Восток —Запад≫ рассматривалась

преимущественно с позиций европоцентризма. Различие

между восточной и западной культурами усматривалось в

том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от

Запада. В настоящее время этот взгляд уже не кажется столь очевидным,

как прежде. Стало ясно, что развитие культуры в различных

регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и

Запад —это не расположенные одна над другой ступеньки культурного

прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся

одновременно, но по-разному. В необъятной литературе,

посвященной специфике национальных и региональных культур,

высказываются разные, нередко несовместимые и противоречащие

друг другу суждения о чертах и особенностях западной и восточной

культуры.

Многие исследователи отмечают, что на Востоке и на Западе

преобладают разные типы мировоззрения. Восточное мировоззрение

строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе

его во внутреннюю, духовную жизнь; западное, наоборот, нацеливает

человека на познание внешнего мира и активное воздействие на

него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека ≪всеоб-

304 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур

щей жизненной силе≫, выступающей как божество, для Запада — самодеятельность человека. Восточная культура ≪утверждает только

бесчеловечного Бога≫, а западная ≪стремится прежде всего к исключительному

утверждению безбожного человека≫ (Вл. Соловьев).

В западной философии на первом плане —идея бытия, в восточной

идея небытия. Истинное знание в восточной философии

мыслится невыразимым в словах, тогда как западная философия в

ее классических формах проникнута стремлением мыслителей постичь

и сформулировать истину. Восточная культура ценит глубокомысленное

молчание, сосредоточенное погружение в себя (медитацию).

Восточные мудрецы завоевывают признание не столько

блестящими проповедями или трактатами, сколько примером личной

жизни. Западная же культура более словоохотлива, а для восточного

человека даже чрезмерно болтлива. В ней от мыслителя,

мудреца, учителя требуются, прежде всего, владение даром слова,

ораторское мастерство, остроумие, умение убеждать.

Восточная логика, в отличие от западной, не требует соблюдения

закона исключенного третьего (поэтому, между прочим, Восток

не был особенно озабочен выбором между политеизмом и монотеизмом).

Восточный склад ума резко отличается от западного. Последний

требует логического развития мысли, при котором отдельные

положения или силлогизмы следуют один за другим в определенной

связи, делая понятной новую мысль или аргумент. Восточный

ум пренебрегает этой манерой мыслить, считая ее медленной и неартистичной.

Он предпочитает путь поэтических оборотов речи и

смены фантастических образов. Избрав этот путь, ум не нуждается

в промежуточных посылках. Тонкие неуловимые изгибы мысли,

как бы по мановению волшебного жезла, приводят его сразу к новому

яркому представлению, до которого он никогда не мог бы

дойти путем холодного логического рассуждения≫1.

Наука на Востоке вплоть до последнего времени далеко отставала

от западной и только в XX столетии стала преодолевать это

отставание. В течение долгого времени среди наук на Востоке центральное

место занимали, Главным образом, практические отрасли,

в особенности медицина.

Восточное искусство по сравнению с западным более возвышенно

и изящно, менее реалистично и утилитарно; в нем больше символизма,

недосказанности, таинственности. Возникающие с XIX в. в

европейском искусстве модернистские веяния в определенной мере

обязаны своим происхождением влиянию Востока.

1 Макгован Дж. Китайцы у себя дома. СПб., 1910. С. 51.