logo
учебник Солонин, Каганов

14.3. Законы истории и развитие культуры 335

достижений независимо от того, в какой культуре они появились.

Включение отдельных культур в единый мировой процесс означает,

что для них.больше нет ни независимости, ни замкнутости, ни цикличности,

приводящей их к гибели. Они получают возможность развиваться,

осваивая и модифицируя по-своему достижения других культур,

и обогащать мировую культуру своими достижениями. Таким

образом, в- современной истории человечества доминирующей тенденцией

становится монолинейность.

Сочетание монолинейности и полилинейности развития общества

находит объяснение в общих закономерностях эволюции самоорганизующихся

систем, открытых синергетикой. В свете соци-

ально-синергетических представлений о динамике общественного

развития ход всемирно-исторического процесса от первобытности

до современности, в самом общем виде выглядит так: человечество

тлробует≫ различные варианты развития, и это ведет к появлению

целого ≪дерева≫ путей, по которым движутся разные народы;

в результате разнообразных ≪проб≫ в конце концов находится

общий аттрактор, к которому сходятся'все пути.

Доиндустриальная, Исторические судьбы культур нельзя рассматри-

пндустриальная и ва.ть в отрыве от общего хода истории человече-

ностиндустриаль- ства. Поэтому историческую типологию культуры

пая культуры необходимо строить с учетом его законов. Исходя

из синергетических представлений о динамике общества

как сверхсложной синергетической системы, можно выделить

три основных исторических типа общества: доиндустриальное, индустриальное

и постиндустриальное. Сооответственно можно говорить

и о трех основных исторических типах культуры.

Доиндустриальное общество —общество с аграрной экономикой

и патриархальной, традиционной, постфигуративной культурой.

В этом социальном типе различаются два подтипа: примитивные

первобытные общества и появившиеся позже цивилизации, или ≪варварские

и ≪цивилизованные≫ общества.. В первых люди ведут общинно-

племенной образ жизни, который при большом разнообразии

локальных особенностей характеризуется одинаковостью основных

принципов социальной организации. Во вторых возникает государственность,

но и при ней нередко сохраняется общинно-племенной

образ жизни. Власть и собственность в таких обществах неразделимы,

причем власть первична, а собственность вторична. Главенствующее

место в культуре занимает религия (на ранних стадиях —мифология).

Древнейшая доиндустриальная культура бесписьменна.

После создания письменности большинство населения в доиндуст-

риальных обществах остается неграмотным или малограмотным. Как