logo
учебник Солонин, Каганов

3.2. Культурология и философия истории 49

Цяня (II— вв. до н.э.), в поле наблюдений и размышлений находились

в качестве ≪исторических фактов≫ все стороны жизни наблюдавшихся

и описывавшихся ими обществ и народов, включая и

собственно культурные. Превалировало описание нравов, обычаев,

поступков, деяний, а также их сопоставление с извлечением некоторых

поучительных выводов. Эта установка на понимание истории

как ≪учителя жизни≫ существовала многие столетия. В качестве

учеников, которым преподносились выводы истории, выступали те,

кто, как считалось, держали в своих руках судьбы народов и государств:

монархи, полководцы и государственные"мужи. Хотя.определенный

поучительный смысл никогда не исчезал из исторических

трудов, поскольку он связан с познавательной сущностью научной

истории и ее этическим смыслом —оценочный аспект

неустраним из ее содержания, какой бы рационалистической и

≪объективной≫ она ни представала перед читателем, —однако не

он является их главной целью. Как писал выдающийся немецкий

философ Гегель в своей ≪Философии истории≫, ≪опыт и история

учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из

истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было

бы извлечь из нее≫1. Современная историческая наука не включает

культуру и ее историю в свою сферу. История культуры стала

частью культурологии.

Развитие исторического знания шло в нескольких направлениях.

Постепенно, с эволюцией методов познания, осуществлялся переход

от наблюдательной и описательной истории к истории объясняющей.

Научное объяснение основывалось на установлении причинно-

следственных отношений между событиями и фактами, на

переходе познания от констатации явлений к выяснению их внутренней

природы, т.е. к познанию сущности исторических действий.

Приходя к идее законосообразности исторических процессов, история

становилась наукой: Наряду с этим формировалась и идея истории

как единого всемирно-исторического процесса, охватывающего

все человечество, в основе которого лежат всеобщие законы исторического

развития. Традиционная ≪всеобщая история≫, по сути

представлявшая собой внешне формально объединенную совокупность

разрозненных историй отдельных стран и народов, уступила

место новому историческому мышлению.

Значительную роль в этом знаменательном переходе сыграла

наука, получившая название ≪философия истории≫. Ее возникновение

относится к XVIII в. и связано с именами выдающихся мысли-

1 Гегель Г. Соч. Т. 17. Философия истории. С. 7—.