logo
учебник Солонин, Каганов

9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 189

ственного контроля со стороны соответствующего культурного учреждения.

В театре мы ведем себя подобающим образом, на вокзале

по-иному, в домашних условиях проявляем третьи качества.

При этом во всех случаях мы вынуждены подчиняться и гласным,

и негласным правилам культурного сообщества, руководствоваться

символической ценностно-смысловой шкалой. Даже не отдавая себе

в том отчета, мы знаем, как должны располагаться в данном конкретном

культурном пространстве, что нам дозволено, а что, напротив,

запрещено желать и проявлять. Такое ≪интуитивное знание≫

есть результат предыдущего опыта, опыта инкультурации и социализации,

обретение которого ни на минуту не прекращается в течение

всей жизни человека.

С рождения и до конца своей жизни человек не просто погружен

в культуру, но и ≪курируется≫ ею посредством соответствующих

более или менее институализированных культурных форм воздействия.

Культура представляет собой, в том числе, и разветвленную

систему механизмов, с помощью которых осуществляется

контроль над человеком, его дисциплинаризация. Этот контроль

может быть жестким и карательным, направленным на подавление

всякой непоощряемой спонтанности. Он может выступать и в качестве

мягких≫ рекомендаций, дозволяющих достаточно широкий

спектр нерегламентированных манифестаций индивида. Однако

полностью ≪бесконтрольным≫ человек не остается никогда: та или

иная культурная институция над ним ≪надзирает≫. Даже наедине с

самим собой, в отсутствии, казалось бы, прямой угрозы принуждения,

мы несем в себе на подсознательном или механическом уровне

директивные указания культурных инстанций.

Важно отметить, что любая форма проявления культурной активности

мораль, право, политика, искусство, религия, философия,

наука, повседневность, —предоставляя человеку возможность проявить

собственную уникальность, в то же время поддерживает и

необходимый ≪порядок≫, регулирует поведение индивида, оценивает

его с точки зрения установленных культурно-ценностных норм. Культурная

дрессура≫, дисциплинаризация, институализация —все это

затрагивает и внешние, актуализированные, стороны культурной деятельности,

и внутренние, идеально-духовные.

Говоря о социальных институтах культуры, следует прежде все*

го указать на такое дисциплинарно-символическое пространство, как

семья. Семья в социуме всегда выполняла ряд функций. В социологической

литературе к числу ее основных функций относят воспитательную,

хозяйственно-бытовую, экономическую, первичного

социального контроля, социально-статусную, досуговую, эмоциональ-