logo
учебник Солонин, Каганов

248 Глава 11. Антропологические аспекты культуры

что происходит внутри самой системы. В культуре эти роли призваны

исполнять философия как сознание культуры и искусство

как ее самосознание. Философию не случайно часто называют мировоззрением;

она действительно предоставляет культуре целостную

информацию о мире, который является ≪средой≫ культуры. Искусство

же, напротив, направлено вовнутрь культуры, выступает свое-,

го рода ≪культуро-осознанием≫; именно по искусству каждого на!

рода и каждой эпохи мы с наибольшей полнотой и точностью мо-.

жем судить о целостном состоянии культуры данной нации и данного

времени. Все другие культурные компоненты —наука, идеология,'

техника, формы труда и игры, да и сама философия, —дают частич-:

ное представление о культуре. Искусство же,' взятое в многообразии

его видовых и жанровых форм, оказывается, образно говоря,

автопортретом≫ культуры, или ≪зеркалом≫, в котором она отража-

ется во всей целостности своего бытия: таким ≪зеркалом≫ для англичан

конца эпохи Ренессанса было творчество У. Шекспира, для

немцев эпохи кризиса культуры Просвещения и прихода романтизма

творчество Ф. Шиллера и И.-В. Гете, для русского народа

поры завершения феодального строя —произведения Ф.М. Достоевского,

Л.Н. Толстого, А.П. Чехова...

С этой точки зрения становится объяснимым констатированный

еще в Древней Греции факт, что искусство имеет образную структуру,

а философия —теоретическую.- Если, как показал создатель

теории функциональной структуры≫ П.К. Анохин, в жизни систем

действует закон ≪функция определяет структуру≫, то различие между

структурами искусства и философии объясняется различием ия

упомянутых функций: поскольку культура в ее целостной жизни

объединяет духовное начало с материальным, рациональную активность

интеллекта—с его эмоциональной энергией, сознательную

деятельность человека —с бессознательной активностью психики,

субъектно-объектное отношение —с межсубъектным, представить

такую ≪амальгаму≫ во всей полноте и живой пульсации, в единств

социально-исторического содержания и индивидуальной конкретности

его психологического преломления способна только художе

ственно-образная структура. Точно так же адекватное представление

о внешнем мире, природном и социальном, безличном и внеч

эмоциональном, лишенном духовного содержания и субъективного

смысла, может дать только философия на языке теоретических аб

стракций. Философия, как и наука, опирается на работу левого п

лушария головного мозга, но широко пользуется метафорами, кот

рые ей предоставляет правополушарная образная структура, а ис

кусство, напротив, силой интеллекта перерабатывает и обобщае

плоды деятельности правого полушария, превращая образное отра