logo
учебник Солонин, Каганов

464 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

Первоначально герменевтические приемы и методы интерпрета-:

ции возникли из анализа текстов специфического содержания, напри-.i

мер текстов Священного Писания, исторических хроник, юридических!

актов и пр. До работ Дильтея никто не придавал герменевтическим!

методам интерпретации большого методологического значения. Дильтей,

справедливо критикуя неадекватный характер позитивистских моде-j

лей объяснения гуманитарных процессов, совершенно отказывается оТ1

объяснения как метода социально-гуманитарного познания и выдвигав

ет герменевтику в качестве общей методологии наук о духовной дея->

тельности. Для философа и его носледователей понимание связано с

субъективно-психологической интерпретацией результатов духовной

деятельности человека. Такая интерпретация достигается исключительно,

путем ≪вживания≫, или ≪вчувствования≫, интерпретатора в духовный

мир автора произведения с помощью воображения и интуиции, с

тем чтобы взглянуть на события его глазами. Только через психологическую

интерпретацию мы можем прийти к пониманию наших пред-:

ков и нас самих.

Дильтей, так же как некоторые из его предшественников, например

Вико и Гердер, отделяет разрабатываемую им ≪философию жизни

(мы бы уточнили: ≪философию культуры≫ —Авт.) от того,!

что он называет ≪систематической философией≫. На протяжении

длительного периода развития европейской культуры осуществлялась

отчетливая дифференциация разных дискурсов —философского

и культурологического, однако только в XX в., в связи с

конституированием культурологии как Самостоятельной сферы гуманитарного

исследования, эта сопутствующая и пересекающаяся с

философией наука получила свою легитимацию. Противопоставляя

философию жизни≫ ≪систематической философии≫, Дильтей пишет:

Жизнь должна быть истолкована из нее самой≫1. Поэтому он

предлагает методы для истолкования жизни, отличные от методов,

аналитических, сложившихся в философии.

Герменевтическое понимание, основанное на психологической интерпретации,

по сути.дела, предста'вляет собой непосредственный,

интуитивный процесс постижения смысла. Такое понимание играет

важную роль в обыденном познании, когда речь идет о понимании

намерений и поступков людей, а также в познании продуктов

духовной деятельности —произведений искусства. В этих случаях

значительна роль сопереживания, соучастия, эмоциональной настроенности

и нет необходимости обращаться к логическому анализу,

более того, такой анализ только бы затруднил целостное восприятие.

Дильтей занимался проблемами истории литературы и искус-

1 Дильтей В. Сущность философии. М., 2001. С. 60.