logo
учебник Солонин, Каганов

462 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

турным событием истории...; христианство, презиравшее тело, была

до сих пор величайшим несчастьем человечества≫1. Он говорит о

неразделенности души и тела и призывает учиться через тело радо^

сти жизни, превознося поэтому так высоко искусство танца. Лгаты

телу —это лгать природе, т.е. жизни. ≪Больше разума в твоем теле,,

чем в, твоей высшей мудрости. И кто знает, к чему нужна твоем:

телу,твоя высшая мудрость≫2. Активная, главенствующая роль теле^

сного означает факт непосредственного присутствия человека ш

мире. Феноменальное тело, ≪живое тело≫ привлекает философа

своеобразной способностью ≪мыслить≫ на довербальном уровне, от-|

крытием нового типа мыслительной деятельности ≪мышления в дви^

жении≫.

Ницше свойственно процессуальное видение человека как су-!

щего, в котором он особо выделяет необходимость процесса само-1

преодоления. В человеке ≪есть то, что должно быть сформовано,]

сломано, выковано, разорвано, обожжено, закалено, очищено, но в]

человеке есть также и творец, ваятель≫3. Процессы совершенство-)

вания человека многообразны, в основе их лежит энергийное( нача

ло, проявляющееся в духовной практике. Ницше пишет о том, ч|г

необходимы ≪мастерство и тонкость в войне с собой≫, ≪очищени

инстинктов≫. Человек проходит некую иерархическую лестницу,1!

которую составляют высшие и низшие типы. В равенстве Ницше!

усматривает упадок, в то время как ≪пропасть между человеком Щ

человеком, сословием и сословием, множественность типов... [все.

это] свойственно каждому сильному времени≫4. Можно сказать, что

у Ницше сложилась антропологическая модель человека, суть коточ!

рой состоит в поступенчатом продвижении к сверхчеловеку. Наряду

с комплексной программой человеческого совершенствования,'

восхождение к сверхчеловеку трактуется им и как результат селекции

природы. Тем самым он формулирует задачу культурного

совершенствования человека, которая направлена на появление но|

вого типа человека, превосходящего по своим морально-интеллектуальным

качествам современных людей. Этими идеями был вдохновлен

в свое время ранний М. Горький, они нашли отражение а

творчестве Л. Андреева и др.

1 Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф.

Соч. В 2 т: Т. 2. С. 622.

8 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 31.

3 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. С- 346.

4 Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ницше Ф.

. Соч. В 2 т. Т. 2. С. 614.