logo
учебник Солонин, Каганов

5.2. Культурная самоидентичность 91

конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность!

и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в за]

висимости от времени и места. Они не остаются неизменными.

значительной степени история культуры как раз и является иста

рией таких регламентированных и в то же время бесконечно мещ

ющихся коммуникативных форм выражения. Случаются и срывъ

когда регламенты культурной деятельности одного народа ника|

не соотносятся с регламентами других. Это лишний раз свидетель1

ствует о несовершенстве каждой отдельной цепочки. Тем не менет

регламентированность является столь же необходимым, как и вЦ

предыдущие, четвертым критерием культурной деятельности.

Созидательность. И наконец, последний критерий культурной

деятельности состоит в том, что это всегда созидательный акт,;:

котором объективируется творческий потенциал человека. Созид!

тельность может быть предельно традиционной, не противопоста|

лять себя существующим нормам и правилам, вплетаться в ни$

вносить новые краски и ароматы в прихотливую канву общег|

≪культурного рисунка≫. Или, напротив, выражать собой открыты!

протест против традиции, быть средством активной борьбы с насилием

отживших старых форм и даже их ниспровержения. Однак!

культурная деятельность принципиально отличается от деструкти|

ных актов: ее первоочередной пафос направлен не на разрушение

уничтожение существующего, а на утверждение нового —на сон

дание инцх культурных форм, привлечение внимания к неизвеи

ным ранее возможностям человека и человеческого общества, о|

крытие неведомых прежде горизонтов.

Этими критериями культурная деятельность, разумеется, не иЦ

черпывается. Она предполагает и другие аспекты. В перечне пред

ставлен лишь тот необходимый минимум, без которого деяния субъек

та нельзя квалифицировать как культурные, а сам агент действие

не может считаться субъектом культуры.

В заключение еще раз обратим внимание: все перечисленные

выше характеристики субъекта культуры и черты культурной дЦ

тельности в равной степени относятся как к индивиду, так и

сообществу. Индивидуальный или коллективный культурный субъе*

проявляется лишь тогда, когда в нем ощутимо присутствуют Hai

природная духовность, сформованность или воспитанность по onpd

деленной культурной модели, а также творческая инициатива. Х|

рактер же его культурной деятельности определяется совокупив

стью признаков, важнейшими из которых выступают символичности

смыслополагание, коммуникативность, регламентированность и с<(

зидательность.