logo
учебник Солонин, Каганов

18.2. Эволюционизм как теория культуры 455

сеобщность культурных форм человечества как субъекта культу-

Ы, деятельного и творческого ее создателя стала самой популярной

деей эволюционистов. Куда бы ни направлялись экспедиции, всю-

|у они находили подтверждение этой идее: народы обнаруживали

Несходство культур в самобытных, но не главных чертах.

3. Все культуры не только равноправны, но и .равноценны, среди

1 их нет высоких или низких, достойных или презренных —каждая

Неповторима, уникальна. Этот вывод звучал гуманно и благородно.

4. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы находятся

на разных ступенях или стадиях этого процесса. Вглядываясь

и прошлое, можно воспроизвести путь культурных изменений, обнаруживая

в настоящем многие связующие нити.

5. В Культуре ничто не умирает, ни одна ее ступень не отвергается

полностью. Она напоминает своеобразную ≪пористую≫ систему,

Вквозь фильтры которой то поднимаются, то исчезают различные

лементы. Древние формы традиционной культуры используются

и в последующие эпохи: народные методы врачевания подталкивает

медиков к поиску местных лекарственных снадобий; способы

ведения счета пригодны для обучения детей математике; знакомство

с мифами и легендами обогащает духовную жизнь современников,

воплощается в произведениях искусства и литературы.

Эволюционизм придал новый импульс развитию культурологии:

появилось огромное число исследователей культур разных народов,

[которые Посвящали свои работы эволюции религии, семьи, собственности,

морали и права. Важно подчеркнуть, что новое научное направление

складывалось преимущественно на этнологической и антропологической

основах. В рамках этнологии начало свое стремительное

развитие изучение истории культуры народов и этносов.

Всемирную известность приобрели труды представителей школы

эволюционизма: англичан Г. Спенсера (1820—903) и Э. Тайло-

1>1 (1832—917), шотландца Д. Фрэзера (1854—941), американца

Л. Моргана (1818—881),-француза Ш. Летурно (1831 —1902), немцев

А. Бастиана (1826—905) и Т. Вайца (1821 —1864), и многих др.

В XIX в. популярность эволюционизма в России сопровождалась

организацией научных обществ, изданием журналов и монографий.

В Русском географическом обществе было создано специальное отделение

по изучению культурной жизни народов России, проводились

этнографические экспедиции. Книги европейских ученых пере-

иодились на русский язык через два-три года после их издания.

Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский

[(1851 —1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—888), Л.Я. Штернберг

(1861 —1927) и многие др.