logo
учебник Солонин, Каганов

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 317

Сторонники европоцентризма распространяют периодизацию

социокультурной истории Европы на все области земного шара.

Это ведет к заметным натяжкам и искажениям реального историко-

культурного развития народов неевропейских стран. Но что

касается европейских народов, то развитие их культур действительно

более или менее вписывается в последовательность перечисленных

исторических эпох.

Первобытная Временные границы первобытного общества оп-

культура ределить нелегко. Существа семейства Homo появились

около 4 млн лет назад, Homo habilis (умевшие

изготовлять каменные орудия труда) —около 2 млн лет назад,

a Homo sapiens —около 100 тыс. лет назад. Самый древний из

известных городов —Иерихон —возник около 10 тыс лет назад1,

а древнейшие государства образовались на рубеже IV—II тысячелетий

до н.э. Первобытный образ жизни сохраняется и в XX столетии

у некоторых племен в Африке, на островах Тихого океана.

Но как бы то ни было, ^сно одно: эпоха первобытной культуры — самая длительная в человеческой истории. Хотя жизнь древних

племен в разных географических регионах имела свои особенности,

существуют общие черты, характерные для культуры первобытного

типа.

Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры являлся

синкретизм (от греч. syncretis —соединение) —нерасчле-

пенность, недифференцированность ее форм, которая соответствовала

их неразвитому состоянию. Другой важной особенностью этой

культуры была ее бесписьменность, обусловливавшая медленность

накопления информации в обществе и, следовательно, слабые темпы

культурного и социального развития.

Первобытная культура была традиционной и постфигуративной.

На ранних ее стадиях, когда язык был еще очень примитивен и

возможности речевой коммуникации были невелики, мир смыслов,

в котором жил человек, задавался ритуалами. Они являлись невербальными

текстами≫ его Культуры. Подражательность ритуального

поведения требовала от каждого индивида следования образцам

и исключала творческую самостоятельность. Индивидуальное

самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полностью

сливалось с коллективным. Индивид не то чтобы должен был

вести себя ≪как все≫, он просто не мог отступать от ритуальных

1 В недавних археологических раскопках на его месте обнаружены постройки,

датируемые 7800-м г! до н.э.