logo
учебник Солонин, Каганов

238 Глава 11. Антропологические аспекты культуры

зируя приведенные выше слова Ж.-П. Сартра, можно сказать, что

человек —это существо, приговоренное к творчеству.

Понятны сомнения Н.А. Бердяева при решении вопроса о том, что

надо считать отличительным качеством человека —свободу' или

творчество, потому что оба компонента являются его атрибутами,, двумя

аспектами человеческой сущности. Однако ни взятые вместе, ни объединенные

со всеми другими его атрибутами, они не характеризуют с

полнотой сущность человека как носителя культуры.

Существует еще один нужный компонент, являющийся основой

и условием предыдущих фундаментальных качеств культуры, — общение людей.

В гл. 2 говорилось о том, что все три подсистемы культуры — духовная, материальная и. художественная —непременно включают

в себя общение людей как способ их самоорганизации в случаях

коллективного решения сложных задач. Уточняя вышесказанное,

следует указать на существенное различие часто отождествляемых

видов деятельности —общения и коммуникации, поскольку

это принципиально важно для теории культуры. Если коммуникация

это процесс передачи информации от того, кто ею владеет,

тому (или тем), у кого ее нет, то общение есть совместная выработка

содействующими лицами —партнерами —общей для них информации.

Кроме того, если коммуникация осуществляется интеллектуальными,

преимущественно вербальными действиями —в средствах

связи, от телеграфных посланий до телевизионных, в школьном

обучении и т.д., —то в. общении задействуются все языки духовной

и художественной ^культуры и все доступные людям практические

средства материальной практики (в физическом общении

строителей дома; солдат, идущих в разведку; футболистов на игровом

поле; танцоров в групповых танцах и др.). В структуре исторического

времени коммуникация осуществляется как ≪голос из

прошлого≫, информирующий нас о чем-то некогда происходившем

или узнанном, а общение с прошлым является вовлечением в современную

жизнь Софокла, Галилея, Бетховена, Чаадаева, Достоевского,

Ленина и т.д. и т.п., до бесконечности, в этом процессе мы

воспринимаем их как наших современников, спорим с ними, словно

с живыми людьми, делаем их нашими собеседниками.

Одно из величайших ≪изобретений≫ культуры состоит в том,

что безвозвратно ушедшее прошлое превращается в настоящее — пусть иллюзорное, но воспринимаемое как реальное и участвующее

в жизни человека как квазинастоящее. Что же касается подлинно

настоящего, то его представители, объединяясь для решения общих

задач производственного, организационного, интеллектуального, художественного,

спортивного характера, образуют определенную общ-