logo
учебник Солонин, Каганов

12.6. Массовая и немассовая культуры 293

го и безраздельного торжества масс и массовой культуры. Если

сегодня мы с полным правом констатируем, что масскульт стал

доминирующим, то еще пятьдесят лет тому назад немасскультовые

формы могли составить ему существенную конкуренцию. Культуре

массы и для масс противостояли иные культуры, отличавшиеся

от нее не только социально-исторически, но и формально.

Как массовая, так и немассовая культуры опираются на некоторые

архетипические формы, вводят в действие некие структуры,

присутствующие в человеке и в обществе. Однако праобраз, или

архетип, в масскульте ≪работает≫ по-другому. Он представлен здесь

в виде сжатой формулы или недвусмысленного приказа. Массовая

культура оперирует чистыми, прозрачными, внятными, кажущимися

примитивными формами архетипических состояний. Предметы

масскульта действуют прямо и открыто, очень агрессивно. Но не

поддаться их обаянию весьма трудно, потому что они вводят в действие

глубинные, архаические, неосознаваемые структуры человека.

Немасскультовая же практика опирается на ≪загрязненные≫ коммуникативными

шумами≫ сообщения.

Если относительно предметов, которые прямо и открыто заявляют

о своей принадлежности к масскульту, сомнений не возникает,

то с предметами, исторически и идеологически причисляемыми к

немасскультовым, дело обстоит намного сложнее. По старой памяти

очень многие явления масскульта продолжают причислять к ≪подлинным

произведениям искусства≫, уводящим в мир ≪вечных ценностей

. Альбомы с репродукциями картин, научно-популярные передачи

и циклы, концерты ≪классической музыки≫ на громадных

стадионах, Интернетовские музейные сайты, туристические маршруты

по ≪культурным местам≫ и пр. противопоставляют масскульту.

Однако это неверно, так как во всех перечисленных случаях

нарушается режим презентации и восприятия. Культура есть не

только культурные формы, но и соответствующие каналы коммуникации,

по которым эти формы циркулируют, и особый ≪взгляд на

предмет≫, нормы и правила его восприятия, и нормативные смыслы,

которыми этот предмет наделяется. Нарушение любого из компонентов

культурного ансамбля немедленно влечет за собой тран-

формацию всего облика культуры. Предметы, оставаясь вроде бы

теми же, что и сто лет тому назад, при изменении социально.-куль-

турного контекста начинают иначе циркулировать, выполнять другие

функции, порождать новые смыслы. С предметами, скроенными

не по масскультовой ≪канве≫, могут происходить разные метаморфозы:

они либо расчленяются на отдельные фрагменты, которые в

результате технологической обработки сопрягаются в другие пос-

/