logo
учебник Солонин, Каганов

4.2. Цивилизация 77

ды крещения ребенка и освящения нового социально значимого

здания, корабля, военной акции...). На данном этапе еще не возникла

расчлененность деятельности на ≪бездуховную≫ практику физического

труда и отвлеченные от нее явления духовной жизни: самоуглубленную

медитацию, ≪чистое≫ теоретизирование, интеллектуальные

игры. Действия и предметы, материальные по своей сути,

одухотворялись людьми, которые еще не знали принципиальных

различий между трудом и заклинанием, охотой и предварявшим ее

танцем, оберегом и украшением. Неудивительно, что Э. Тайлор в

описании первобытного бытия использовал понятия ≪культура≫ и

≪цивилизация≫ как синонимы —у этнографа, оперировавшего материалом,

даже более поздним, чем собственно первобытный, не было

оснований дифференцировать разные ≪слои≫ и сферы деятельности

наших далеких предков.

Радикальные изменения в бытии человеческих популяций —историки

нередко определяют их значение понятием ≪революция≫ — были связаны с ≪городской революцией≫, по терминологии Л. Уайта,

т.е. с рождением города.

Показательные признаки цивилизации определяются по-разному.

Наиболее полным представляется перечень основных ≪цивилиза-

ционных механизмов≫ в недавно опубликованной статье В. Ж. Кел-

ле. Автор выделяет общественное разделение труда и порожденный

им рынок; политико-правовой способ организации общественной

жизни —государство; различные духовные силы —нормы,

традиции, верования и способы трансляции культуры, прежде всего

письменность. Однако и этот перечень можно было бы продолжить,

дополняя его другими приметами городской жизни, поэтому

необходимо прежде всего выявить определяющую, системообразующую

силу цивилизованного процесса, ;—и такой силой было, очевидно,

радикальное изменение отношения человека к природе, отношения

практического и духовного.

Земледелие и скотоводство сохраняли биологически обусловленную

зависимость людей от природных стихий, что вело к их

обожествлению, основанному на образном, правополушарном, мифологическом

—≪бессознательно-художественном≫ (К. Маркс) — восприятии и осмыслении мира (изменяясь по формам, мифологически-

религиозное сознание по сей день господствует в мировоззрении

земледельческих народов). Только ремесло, когда оно вышло

за рамки исключительного обслуживания обработки земли и

военных действий и развилось в профессионализированную деятельность

с массовым производством вещей и торговлей на основе

абстрактно-количественного денежного посредника товарообме-