logo
учебник Солонин, Каганов

18 Глава 1. Культура как предмет изучения

Говоря о специфичности познания культуры, необходимо учитывать

то, что она представляет собой сверхсложное системно-целостное

единство —по сути, систему систем. Поэтому и постичь культуру

в реальной целостности и'полноте конкретных форм ее существования,

в ее строении, функционировании и развитии можно

только с позиций системного мышления. Все другие подходы позволяют

зафиксировать, схватить, вычленить какие-то хотя и важные,

но все же частные и частичные ее особенности. На основе

системного подхода возможно не только установление того действительно

специфичного, что в качестве элементов входит в характеристику

культуры, но и осознание ее сущности как особой

сферы бытия. Весьма перспективным является применение к изучению

культуры методов и понятий синергетики.

Одно из распространенных пониманий культуры состоит в рассмотрении

ее как мира воплощенных ценностей. Предметы культуры

отличаются от природных объектов тем, что они наделены особым

свойством.—быть ценностями. Создавая особый предметный

мир,,человек не стремится воспроизводить природу, повторяя ее в

миниатюре, а созидает нечто отличное от нее, имеющее значение и

смысл как выражение человеческой сущности. Уместно сразу же

провести различие между понятиями полезности и ценности.

Человек находит в природе много такого, что обеспечивает его естественное

существование; кроме того, он и сам создает огромное

количество вещей, полезных в том отношении, что они необходимы

для удовлетворения его естественных потребностей. Как правило,

это происходит в сфере материального производства. Однако

главное назначение культурной деятельности человека заключается

в создании того.предметного мира (материального, духовного,

художественного), через который он реализует свою особую сущность.

Этот мир значим для него в совершенно особом смысле.

Его конкретные элементы принято называть артефактами, а деятельность

по. их созданию —артеактами. Культура возникает в

стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более

полно, совершенно и значимо. В своей культурной деятельности

человек создает ценности, опредмечивая, закрепляет их и тем самым

обеспечивает возможность их накопления и передачи последующим

поколениям. Ценности —регулятор человеческого поведения

и высшая цель его деятельности. Именно ценностным свойством

мир культуры отличается от мира природы. Такое понимание

культуры получило название ценностного (аксиологического).

Оно указывает на границу различения культурного и природного

миров: ценности как ядро культуры не даны человеку изначаль-

1.3! Проблема специфичности культууры 19

но, подобно воде, воздуху и другим необходимым для его биологического

существования условиям, а возникли в результате его культурной

деятельности и стали ее регулятором. Тем не менее вопрос

о соотношении культуры и природы является важнейшим в культурологии.