logo
учебник Солонин, Каганов

230 Глава 11. Антропологические аспекты культуры

культурно опосредованной исторически развивающейся практической

деятельностью≫, относимом им в первую очередь к интеллекту:

один из разделов вышеназванной монографии этого ученого

имеет название ≪Интеллект и культура≫, а одна из глав —≪Помещая

культуру в центр≫. (Примечательно, что взгляды М. Коула

сформировались в большой мере под влиянием русского психолога

А.Р. Лурия.)

Системный взгляд на строение, функционирование и развитие психики

позволяет увидеть в ней объединяющую все ее составные части

целостность, образуемую связью, взаимодействием и взаимосодействием

этих частей. Изучение этих связей и порождаемого ими психического

эффекта осуществляется в рамках психологической науки. Культурология

же со своих позиций может лишь заключить, что культура как

системное целое является результатом деятельности интеллекта как

системной целостности и потому, что человеческая психика отличается

от психики ближайших предков и родственников человека в результате

преобразования исходной психофизиологической данности

силами культуры, и потому, что необходимость в разных психических

энергиях приводит к их воплощению в предметном бытии культуры.

Понятие ≪культура≫ шире по своему содержанию, чем понятие ≪интеллект

, поскольку оно включает в себя и действие иррациональных,

подсознательных, психических сил, а ≪интеллект≫, по традиционной семантике,

обозначает только рациональный, сознательный, мироосмыс-

ляющий уровень работы психики; однако не подлежит сомнению, что

основными своими достижениями история культуры обязана интеллекту,

а не мистическим прозрениям, фантазированию и бреду. Этот

факт приобретает особое значение в наше время, когда в силу ряда

социально-исторических причин человеческое общество вступило в

пору тяжелого духовного кризиса: расцветают разнообразные проявления

мистики, в средствах массовой информации систематически

дискредитируется научное миропонимание и реабилитируется религиозно-

мифологическое фантазирование, многие представители интел-

лектуалистской по своим эллинско-римским и ренессансным традициям

культуры .Запада призывают ориентироваться на доинтеллекту-

альную культуру Востока, религия играет несвойственную ей роль в

политической жизни общества. В таких условиях безмерно возрастает

значение философско-культурологической апологии интеллекта,

поскольку если человечество сможет спасти себя от надвигающейся

экологической катастрофы, опаснейших экспериментов генной инженерии

и безрассудного мусульманского терроризма, то оно сделает это

не посредством астрологических пророчеств, мистических гаданий и

коленопреклоненных молитв, а только благодаря могуществу человеческого

интеллекта.