logo
учебник Солонин, Каганов

3.2. Культурология и философия истории 47

озность, свойственную философии, нередко обвиняемой в игнорировании

реальности, некорректном понимании ее и т.д. Классическим

примером в данном отношении является знаменитая концепция

О. Шпенглера, изложенная им в книге ≪Закат Европы≫.

Надо иметь в виду, что ценность философии культуры вовсе не

состоит в верности фактам, хотя и игнорирование их в ней непозволительно.

Мы должны признать, что философское осмысление

культуры, ее ситуации и даже отдельных ее проявлений нередко

оказывается оригинальным, открывает новые перспективы и возможности

осмысления культурной реальности человека во всей

полноте их взаимодействия, чего культурология сделать не может.

Только с философских позиций можно осмыслить культуру в целостности,

во всем многообразии способов ее бытия, увидеть наиболее

фундаментальные основания культуры.

Философия ставит перед культурой ряд проблем, значимых для

человека, но не вытекающих из культурологического подхода к ней.

Таковы, например, онтологические проблемы: вопросы о смысле

культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях ее существования,

о структуре культуры, причинах ее изменений и их

общем векторе. В отношении человека философией культуры поднимается

вопрос о том, в чем состоит специфика его культурной

деятельности. В силу того что ≪природа≫, ≪творчество≫, ≪смысл жизни

≫ и подобные им категории являются составной частью современной

философии, в философии культуры формулируются также

проблемы культуры и природы, культуры и творчества.