logo
учебник Солонин, Каганов

330 Глава 14. Историческая типологизация культуры

цизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое

отношение ко времени (≪время —деньги≫) во многом разрушают

сложившиеся в прежние времена идеалы человеческого

поведения, человеческих взаимоотношений.

Технический прогресс неизмеримо увеличил производительность

труда, что привело к перемещению основной массы трудоспособного

населения западных стран из сельского хозяйства и промышленности

в сферу культуры и обслуживания (транспорт, связь, торговля).

Бытовая техника заполнила человеческое жилье. Образование,

в, том числе высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир

и космос, создала новые химические материалы с необычайными

свойствами, нашла способы преодоления множества неизлечимых

ранее болезней, открыла пути генной инженерии. Компьютеры

и электронные средства связи произвели настоящую революцию в

условиях интеллектуальной деятельности человека. Возникли новые

формы и жанры искусства, связанные с использованием техники

(художественная фотография, электронная музыка, компьютерная

графика и пр.), приобрели популярность массовые художественные

зрелища, получила развитие тенденция к синтезу различных

искусств, спорт стал сближаться с искусством.

Достижения западной культуры XX столетия оказались настолько

значительны, что преобразовали жизнь всего человечества. Но вместе

с тем современная западная культура страдает опасными недугами,

которые, если с ними мириться,и не принимать против них

никаких мер, угрожают свести на нет все ее достижения. Она внутренне

противоречива и конфликтна: ее пороки вытекают из ее достоинств

и в то же время подрывают их. Можно выделить целый

ряд антиномий, болезненно переживаемых современной западной

культурой: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм

и унификация, технизация и гуманизация.

Философы, ученые, писатели, публицисты бьют тревогу, говоря

о ≪язвах≫ западной цивилизации и предупреждая о бедах, которые

нависли над человечеством в результате ее развития. Приведем

некоторые их высказывания.

В западной цивилизации происходит замена творчества трудом, духовности

интеллектом, разнообразия природной среды —унылым однообразием

городских домов, высокого искусства —примитивными развлечениями,

глубоких чувств —мимолетными эмоциями (О. Шпенглер).

Современная западная культура насквозь проникнута чувственным началом,

стремлением к чувственным удовольствиям и наслаждениям; она

утратила духовность и потому обречена на разложение, которое завершится

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 331 • лишь тогда, когда возникнет новая духовность, несущая новые нравственные

и социальные идеалы (П. Сорокин).

В XX в. произошло ≪восстание масс≫, которые враждебны к непонятной

и недоступной для них элитарной культуре; происходит ≪дегуманизация≫

искусства, примитивное и стандартизованное массовое искусство захлестывает

общество, и культура его приходит в упадок (X. Ортега-и-Гассет).

Современное западное общество все более превращается в ≪мегама-

шину≫ —предельно рационализированный и бюрократизированный механизм,

который подавляет личность и превращает ее в бездушную деталь,

выполняющую положенные ей обязанности; личностные связи людей подменяются

технологическими отношениями, гуманизм и справедливость

падают жертвами бездушной организации общества (Л. Мэмфорд).

Технический прогресс разрушает природную среду, и если он будет

продолжаться в том же направлении, в каком идет сейчас, будут уничтожены

экологические условия существования человечества (А. Печчеи,

Ж. Фурастье, Н. Моисеев и др.).

Запад создал репрессивную культуру, в которой естественные, ≪витальные

потребности людей деформируются и остаются неудовлетворенными;

люди живут неполноценной жизнью, выступая лишь как ≪одномерные существа

, как ≪функционеры≫, изготовляющие и потребляющие блага; спасти • общество может только бунт против технократической репрессивной культуры

—≪антропологическая революция≫, движущими силами которой должны

стать еще не интегрированные индустриальным обществом группы

(молодежь, люмпены, экономически отсталые народы) (Г. Маркузе).

Западные народы вступили в дряхлый возраст, утратили ≪пассионар-

ность≫, а вместе с ней —страстность, энергию и жизнестойкость; они

изнежены, привыкли к комфорту и наслаждениям, и рано или поздно им

придется сойти С исторической сцены под напором более молодых и свежих

сил (Л. Гумилев).

Существование западной цивилизации поставлено под угрозу со стороны

растущего национализма экономически отсталых стран Азии и Африки;

ослабленный внутренними противоречиями Запад может оказаться

не в состоянии противостоять агрессивным разрушительным импульсам,

исходящим из этих стран, и погибнуть в новых войнах, развязанных фанатиками

с ядерными бомбами в руках (Р. Хантингтон).

Вероятно, некоторые из этих мрачных соображений не вполне

корректны. Но нельзя легкомысленно игнорировать опасности, на

которые в них обращается внимание, так же как и впадать в безнадежный

пессимизм, пассивно ожидая катастрофы, которая может

привести к гибели человечества, или в ретроградство, призывая остановить

прогресс и отказаться от достигнутых им благ. Есть основания

полагать, что порожденные современной цивилизацией опас-