logo
учебник Солонин, Каганов

20.1. Франкфуртская школа

Франкфуртская школа сложилась к концу 1920-х гг. на базе Института

социальных исследований при университете во Франкфурте-

на-Майне. Основатели школы и главные теоретики —М. Хорк-

хаймер, Т. Адорно, Л. Левенталь, Г. Маркузе, Э. Фромм. Активно

сотрудничал с ними В. Беньямин. Среди наиболее видных представителей

второго поколения —Ю. Хабермас.

Основное направление их деятельности связано с критическим

анализом современного общества. В своих сочинениях они опираются

на идеи предшественников —Гегеля, Маркса, Ницше, Фрейда,

Вебера и др. мыслителей. Культура в их теории предстала как многоплановое

явление, связанное с осмыслением и познанием действительности,

с мировоззрением человека. Ими освещались процессы

взаимосвязи культуры и цивилизации, культуры и идеологии,

культуры и общества; исследовались актуальные проблемы

многих областей гуманитарного знания: эстетики, психоанализа, философии

искусства, социологии.

Основные этапы деятельности: первый —с начала 1930-х гг. до

эмиграции из Германии в связи с приходом к власти фашистов;

второй, эмиграциолниыи, связан с работой в Женеве и Париже, а

также в 1939—949-е гг. —в США; третий —с 1949 г. снова в

Германии, во Франкфурте-на-Майне, после возвращения на родину

М, Хоркхаймера и Т. Адорно (Э. Фромм и Г. Маркузе остались в

США). В 1970-е гг. школа практически распалась, хотя, представители

ее второго поколения продолжают работу.