logo
учебник Солонин, Каганов

7.2. Регулятивы и нормы 149

иождей, которые как бы продолжают после смерти поддерживать его

существование. Но ни процедура изготовления мхамбы, ни сам продукт

этой процедуры на самом деле не создают племенного единства.

Технологическая функция обычая здесь никак реально не связана

с его социальной функцией. Последняя осуществляется не благодаря

эффективной технологии действий по изготовлению амулета,

а совершенно независимо от этого —благодаря основанной на мифе

символической трактовке технологической функции.

Случается, что технология нормативных процедур1 и их продукт

хотя и прямо преследуют определенную социальную цель, но не

обладают теми свойствами, или ≪техническими параметрами≫, которых

от них ожидают. Однако, несмотря на это, символический смысл

процедур делает их в социальном плане достаточно эффективными.

Когда жрецы-авгуры в Древнем Риме, понаблюдав за полетом

птиц или покопавшись во внутренностях жертвенной овцы, предвещали

исход предстоящего военного сражения, то они на самом деле

ничего предсказать не могли. Цицерон писал, что авгуры были просто

обманщиками и не могли удержаться от улыбки, когда смотрели

друг на друга во время своих гаданий. Но римские полководцы обращались

к ним накануне битвы и начинали ее, только получив от них

благоприятное предсказание. И это способствовало победе, поскольку

вселяло в воинов уверенность в своих силах.

Возможна и противоположная ситуация, когда обусловленная

культурными нормами технология дает желаемые ≪технические≫

результаты, но в социальном отношении приводит к совершенно

нежелательным, вредным последствиям. С ситуациями такого рода

мы постоянно сталкиваемся в процессе развития техники: производятся

средства, которые имеют прекрасные технические параметры,

но угрожают здоровью и благополучию людей (вплоть до ядерного

оружия, способного истребить человечество). Едва ли не каждое

техническое достижение при его практическом использовании

порождает социальные следствия как позитивного, так и негативного

характера. Компьютер —замечательное изобретение, но когда

его страстным почитателям контакты через модем заменяют все

формы живого человеческого общения, это вряд ли можно считать

нормой для совместной жизни людей.

Социальная и технологическая функции культурных норм объединяются

в единую регулятивную систему, если результат технологических

процедур непосредственно служит решению социальной

задачи —сплочению коллектива, упорядочению общественных

отношений и т.п. Например, во многих примитивных сообществах

существует обряд инициации, требующий, чтобы подростки накану-