logo
учебник Солонин, Каганов

274 Глава 12. Типологические характеристики культур

како могу тебя непотребного пожалеть≫). Синтактический код строится

по музыкально-архитектурному принципу, что особенно заметно

в характерном для рассматриваемой эпохи стиле барокко: эстетическая

ценность отдельных деталей высвечивается лишь в их

совокупности, в их роли в организации целого.

Асемантический и асинтактический тип воплощается в за-(

падноевропейской и русской культуре Просвещении'. В отличие от

семантического типа, он предполагает, что наибольшую ценность

имеют те реальные вещи, которые не используются как знаки: не

деньги, мундиры, ордена, чины и титулы, а хлеб, вода, любовь и жизнь.

А в отличие от синтактического, он исходит из того, что вещи обладают

реальностью не в качестве частей некоего объемлющего их

целого, а сами по себе, как особые самостоятельные сущности: существует

то, что существует отдельно.

Для представителей просветительской культуры мир вещей естественен

и реален, мир знаков —создание ложной цивилизации.

Денно то, что является самим собой, а все, что репрезентирует, ≪представляет

что-либо иное —не. имеющая ценности фикция. Подвер-.

гается критике сам принцип знаковое™ Основной тип знака — слово (в семантическом коде —первый акт божественного творения)

объявляется символом лжи (≪речь изреченная есть ложь≫, как

выразился Тютчев). Признать что-либо словом —все равно что

указать на лживость и ненужность. Всего лишь ≪словами≫ объявляются

все социальные и культурные установления. ≪Страшное

царство слов вместо дел≫, —так характеризует Гоголь современную

ему цивилизацию. Пушкин отзывается о всех формах политического

устройства общества словами Гамлета: ≪Все это, видите ли,

слова, слова, слова...≫. В повести Л. Толстого ≪Холстомер≫ конь говорит:

...Я никак не мог понять, что такое значило то, что меня

называли собственностью человека. Слова: моя лошадь, относимые

ко мне, живой лошади, казались мне так же странными, как слова:

моя земля, мой воздух, моя вода≫. Социальный мир, таким образом,

предстает как фальшивый мир слов, в котором нет ни истины, ни

смысла. Носителями истины в просветительской литературе выступают

находящиеся вне общества ребенок, дикарь, даже бессловесная

лошадь. Следует подчеркнуть: то, что асемантическая и асин-

тактическая культура Просвещения провозглашает недоверие к зна-

1 В Западной Европе эпоха Просвещения знаменует собой XVIII столетие.

В России же эта эпоха охватывает XVIII—IX вв.: просветительские идеи пронизывают

творчество А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского; Ф.М. Достоевский

борется с Просвещением как с живым противником. Первый писатель,

поставивший себя не в позицию сторонника или противника Просвещения, а вне

его, —А.П. Чехов.