logo
учебник Солонин, Каганов

20.2. Постмодернизм 529

ма подобна некоторой сетке, которая пронизывает мир, выполняя

при этом онтологическую и гносеологическую функции: она упорядочивает

сами вещи и предметы и создает необходимые условия

их познания. В этом смысле эпистемы никак не связаны, и не зависят

от субъекта. Они находятся в сфере бессознательного и остаются

недоступными для тех, чье мышление определяют. Понятие

эпистема≫ близко ≪парадигме≫ (понятию, введенному Т. Куном),

под которой понимают совокупность устойчивых и общезначимых

норм, теорий, методов, схем научной деятельности, сказывающихся

в толковании и организации эмпирических фактов и интерпретации

научных исследований.

; Европейская культура распадается на несколько эпох: Возрождение,

классическую эпоху и современность. Сравнивая различные

эпохи европейской культуры, Фуко приходит к выводу, что своеобразие

лежащих в их основе эпистем обусловлено прежде всего

теми отношениями, которые устанавливаются между языком,

мышлением, знанием и вещами. Можно сказать, что основной упорядочивающий

принцип —это соотношение между ≪словами≫ и

вещами≫. Слова, вещи и индивиды включены в своеобразные отношения

господства. Именно это соотношение задает мыслительное

своеобразие той или иной эпохе.

Эпоха Возрождения (XVI в.) покоится на эпистеме сходства и

подобия. В этот период язык еще не стал независимой системой

знаков. Он как бы рассеян среди природных вещей, переплетается

и смешивается с ними. Для Возрождения характерно тождество

слов и вещей.

В эпоху классицизма XVII—VIII вв. возникает новая эпистема — эписистема представления. Язык теперь становится великой автономной

системой знаков. Он почти совпадает с самим мышлением

и знанием. Поэтому всеобщая грамматика языка дает ключ к пониманию

всех других наук и культуры в целом. Просвещение придерживается

репрезентативной теории языка, согласно которой реальность

посредством языковых обозначений репрезентируется сознанию.

Язык выступает передаточным механизмом, средством

выражения. Он сохраняет нейтральность и объективность.

Современная эпоха, начавшаяся с конца XVIII —начала XIX вв.,

опирается на эпистему систем и организаций. Современность характеризуется

тем, что жизнь, труд, язык как интегрирующие онтологические

факторы опосредуют слова и вещи. Теперь язык становится

строгой системой формальных элементов, замыкается на самом

себе, развертывая свою собственную историю, и выступает

обычным объектом, познания, наряду с жизнью, производством, сто-