logo
учебник Солонин, Каганов

520 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.

должает просветительскую тенденцию обмана масс. Сегодня, пишут

они, культура все более накладывает печать единообразия. Подвергается

критике продукция массовой культуры: радио и кино.

Подчеркиваются стереотипность образов, отсутствие новизны, превознесение

опостылевшей обыденности≫. Находя множество негативных

явлений, сопутствующих массовой культуре, авторы все же

отмечают тот факт, что слияние культуры с развлечением приводит

не только к деградации культуры, но и в такой же мере к

неизбежному одухотворению развлечений. В итоге авторы делают

вывод о том, что культуриндустрия содержит в себе истину о катарсисе.

Эта совместная работа стала хрестоматийной вещью для

изучения набирающих силу в XX в. процессов формирования массовой

культуры. Ее можно рассматривать как своеобразный куль-

турфилософский манифест франкфуртской школы, который повествует

об исторических истоках кризиса, порожденного репрессивностью

разума и остро переживаемого людьми в XX столетии.

Труды Хоркхаймера оказали значительное влияние на развитие

социально-культурных концепций представителей второго поколения

франкфуртской школы, среди которых был Ю. Хабермас.

Т. Адорно (1903—969) значительную часть своих работ посвятил

исследованию музыки. Его основными трудами являются ≪Философия

новой музыки≫ (1949), ≪Негативная диалектика≫ (1966), ≪Эстетическая

теория≫ (1969). Одна из центральных проблем —отношение

искусства к действительности. Искусство, согласно Адорно,

не является простым отражением и воспроизведением эмпирической

реальности. Оно лишь тогда становится искусством, когда ≪преодолевает

реальность и образует качественно новую, художественную

систему. Функцию мимесиса (подражания), по его мнению, сегодня

перенимает конструкция, которая становится содержательна

сама по себе, не выражая никакого содержания в общепринятом

смысле. Конструкция в современном искусстве развилась из монтажа,

который, по Беньямину, есть отрицание художественного образа.

Многие теоретические построения Адорно сложились под

влиянием идей Беньямина. Разрушение музыкальной художественной

формы посредством диссонанса Адорно считал способом выражения

истинного сознания эпохи. Более того, всю мировую историю

он рассматривал как катастрофу, а искусство —как отблеск

истины в бесчеловечном, ложном бытии. В этом его взгляды во

многом сближаются с позициями Шопенгауэра, Ницше. Истинным

искусством может быть только искусство отрицания, коим является

театр абсурда С. Беккета.

В работе ≪Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических

лекций≫ Адорно пишет о перспективе ≪таких условий жиз-