logo
учебник Солонин, Каганов

220 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза

соучаствуя в выработке этой информации и оказываясь своего родаЯ

соавторами художника. Общением же являются отношения междуЯ

художниками в коллективных формах творчества и между зрите-Я

лями-слушателями в массовых формах восприятия искусства; от-Я

ношение художника к создаваемым им образам и отношение кЯ

ним зрителей, читателей, слушателей, а также отношения междуЯ

самими образами в ≪художественной реальности≫. Вследствие этогои

искусство предоставляет людям —не только творцам ≪художе-Я

ственной реальности≫, но и аудитории, ≪живущей в ней≫ силокзЯ

воображения, —такую степень свободы, какую не раскрывает пе-1

ред ними ни одна другая сфера культуры.

Следует отметить, что отличие художественной культуры и от 1

духовной, и от материальной сфер культуры не мешает искусству≫

в необходимых ситуациях органически соединяться и с духовными, Я

и с материальными предметами: в первом случае соединение про-Я

исходит в мифах, религиозном искусстве, государственных гимнах.Я

революционных песнях, военных маршах, в научно-худо жественныхЯ

жанрах литературы и художественно-философских притчах, стихахЛ

диалогах; во втором —в архитектуре, дизайне, прикладных искус-И

ствах, а также в художественной гимнастике и других формах син-i

теза искусства и спорта.

Объединение в одной схеме итогов анализа строения всех подсистем

позволяет добиться главной цели системной деконструкции

культуры —выявить, с одной стороны, полноту и всеохватность ее

содержания, с другой —целостность, обеспечиваемую спектральным

характером переходов от одной формы культурной деятельности

к другой (рис. 3.6).

Как видно из схемы, границы между тремя зонами культуры

являются переходными —в них происходит спектральное соединение

соседних секторов, так сказать, взаимное наложение духовной

культуры и материальной, художественной и духовной, а также

художественной, духовной и материальной.

Действительно, архитектура, прикладные искусства, дизайн синтезируют

техническое и художественное творчество, причем так,

что на одном краю ряда двойственных в своей основе образований

доминирует техника, на другом —искусство, в центреже оба вида

деятельности уравновешиваются, образуя гармоничную технически-

художественную ≪ткань≫. Аналогичная шкала переходных форм

образуется на границе художественной культуры и духовной, в таких,

например, двусторонних жанрах, как религиозное искусство (живопись,

скульптура, храмовая музыка, ораторское искусство проповедника),

политическое искусство (государственный гимн, революцион-