logo
учебник Солонин, Каганов

24 Глава 1. Культура как предмет изучения

рии и духа в структуре культуры имеет лишь относительное значение.

Следует иметь в виду, что чисто духовное начало не может

стать духовным достоянием культурного использования (потребления),

не будучи воплощенным в материальную оболочку. Различные

способы материализации духа —физически-телесный,

вещественно-технический, социально-организационный, знаково-ин-

формационный и. др. —необходимы для его сохранения за пределами

породившей его душевно-духовной жизни индивида. Только таким

путем духовное творчество отдельного человека, общества и

культуры, распространяясь по многочисленным каналам социальной

и культурной коммуникации, может стать достоянием других

людей, приобрести общечеловеческую значимость.

Материальная оболочка, в которую вошло духовное содержание,

становится знаком. Каждый культурный предмет обладает знаковой

функцией. Следовательно, материальность в нем теряет свой

самодовлеющий статус, поскольку она подчиняется задаче сохранить

и передать духовное значение. Духовная культура в определенном

смысле предстает знаковой системой, воспринимая которую

человек обнаруживает содержательную сторону и формирует

свое отношение к ней. Осваивая смыслы культурных знаков и

символов, он входит внутрь культуры, овладевает ею. Духовное в

знаковой системе выступает содержанием, а материальное —формой

культуры. Но сводить духовную деятельность и духовную культуру

только лишь к семиотическим процессам и знаковым системам

—значит существенно сужать их сферу.

Выделение, а нередко и противопоставление материальной и духовной

сфер культуры, как это имеет место в ряде культурологических

концепций, создало еще одну теоретическую проблему. Существует

традиция разделения единого культурно-исторического

бытия человека на две составляющие: культуру и цивилизацию.

Хотя в обыденной практике мы нередко пользуемся этими словами

как синонимами, говоря, например, ≪древние цивилизации≫ и ≪древние

культуры≫, ≪цивилизованный человек≫ и ≪культурный человек≫,

однако на теоретическом уровне мы встречаемся с концепциями,

которые не только разделяют данные понятия на том основании,

что они обозначают разные сущности, но даже противопоставляют

их. Нередко под культурой понимают состояние нации или общества

в стадии высокой творческой активности, когда господствуют

духовные идеальные начала, ценности и устремления, а также продукты

соответствующей деятельности. Человек при этом охвачен

свободным устремлением к созиданию нового. Цивилизацией же

именуют общество в фазе упадка творческой активности, переме-