logo
учебник Солонин, Каганов

236 Глава 11. Антропологические аспекты культуры

бежать гибели мировой культуры и ее создателей можно только

силами объединенного интеллекта человечества, т.е. самой культуры,

если она сумеет и успеет придать своему духовно-нравственному

потенциалу необходимую для этого энергию.

Еще один потенциал культуры —свобода. В этом понятии следует

усматривать не одну его составляющую —политическую свободу,

а общую для всех форм деятельности человека, его самосознания

и самооценки возможность действовать в соответствии с собственными

потребностями, интересами, желаниями, а не с приказами

неких внешних сил. Свобода индивида, группы, народа неизбежно

сталкивается с потребностями, интересами, желаниями других индивидов,

групп и народов. Это лишает ее абсолютности, ставит перед

необходимостью соотносить и уравновешивать свободу каждого

со свободой других: с помощью табуирования, на основе неписаных

обычаев и норм народной жизни, посредством юридических

установлений и т.д. Конкретные исторические периоды, социальные

и культурные системы, сферы деятельности —скажем, учение и

армейская служба, работа и общественная деятельность, лечение и

игры —диктуют разные способы установления относительной свободы,

но этот процесс происходит всегда и повсюду, поскольку свобода

атрибутивна деятельностному бытию человека так же, как интеллект

и дух. Ж.-П. Сартр сказал однажды, что человек ≪приговорен

к свободе≫, —метафора классика французского экзистенциализма

точно определяет место этого культурного потенциала в многоран-

но-сложном человеческом бытии.

Биологическая форма жизни не знает свободы, потому что это

свойство не нужно ни растению, ни животному. Растение приковано

корнями к одной точке пространства, и его активность проявляется

лишь в росте: оно может тянуться вверх, к свету и теплу,

стелиться по земле или огибать встречающиеся на его пути препятствия.

В отличие от растения животное не имеет корневой связи с

землей, что открывает перед ним возможность движения в каждый

момент его бытия —в любом направлении и с любой скоростью — или неподвижного состояния —стоя или лежа. Однако выбор этот

нельзя назвать свободным, потому что он строго предопределен

сшибкой≫ инстинктов и победой одного из них —голода, страха,

потребности в отдыхе, исследовательского, сексуального инстинктов.

У человека же поведение в каждый данный момент определяется

сознательным или интуитивным выбором того или иного действия

или полного бездействия. Его решения могут быть любыми,

но в той мере, в какой они принимаются добровольно, не под давлением

извне, они ведут к ответственности за произведенные действия

(бездействие). Это делает человеческий выбор нередко мучи-