logo
учебник Солонин, Каганов

9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 191

социализации, ибо семья в лучшем случае —≪ячейка общества≫,

адекватная ему модель, где технологический момент, связанный с

необходимостью успешного функционирования общества как единого

организма, сглаживается близостью и непосредственностью

кровно-родственных отношений. Общественная школа —тоже ≪еще

не жизнь≫, но уже и не ≪приватный дом≫, который может существовать

вполне автономно по отношению к обществу и культуре в

целом. Школа —это ≪публичное место≫. Поэтому педагогика — одна из важнейших областей человеческой культуры,. Она всегда

выступала коррелятом социокультурных приоритетов. Ни один

правитель, ни одна культура не могли позволить себе роскошь полностью

игнорировать эту сферу.

Семья и школа совокупно выполняют пайдевтическую, т.е. воспитательно-

образовательную, функцию. Став полноправным членом

общества, усвоив в полной мере как традиционные, так и но-

вационные культурные установки эпохи, человек перемещается в

иные дисциплинарно-символические пространства. Практически

любой род человеческой деятельности, любую форму активности

можно в полной мере считать институализированным дисциплинарно-

символическим пространством культуры. Особо следует

выделить такое социокультурное образование, как государство. Ни

в социологической, ни в юридической, ни в культурологической

литературе не существует его единого определения. Одно мы можем

констатировать: государство выступает сегодня тем высшим

уровнем социально-культурной организации, на котором основывается

большинство культурных процессов сообщества. Среди признаков

государства в первую очередь следует указать на учреждение

особых органов, занимающихся управлением, в том числе и

управлением культурой. Власть' характеризует государство как

институт, она же в свою очередь характеризуется как проекция

культурных тенденций. Каков народ, какова его культура —такова

же и власть. Конкретная форма государственного устроения зависит

от тех культурных традиций, которые воспринимаются сообществом

как легитимные. Немаловажно, ччто государство обеспечивает

возможность развития культуры, охраняя ее от внешних и внутренних

посягательств.

Учреждения Социальные институты культуры можно рассмат-

культуры ривать и в более узком смысле слова —как совокупность

тех учреждений, благодаря деятельности

которых сохраняются и воспроизводятся специфически-культурные

формы, т.е. таких областей человеческой деятельности,