logo
учебник Солонин, Каганов

10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 217

которую часто неправомерно отождествляют с материальной культурой

как таковой, представляет собой творимый людьми мир технических

средств воздействия на природу и на самих себя: от

создания собственных искусственных органов (ножа и пилы, лопаты

и серпа, рычага и колеса, копья и меча и т.д.), компенсирующих

природную, физическую слабость человека, до изобретения

хитроумнейших машин, приборов, средств передвижения и связи.

Во-вторых, к материальной культуре относится физическая культура,

т.е. способы преобразования человеческого тела. Это понятие

долгое время трактовалось в русле свойственного всем по-

стязыческим религиям презрительного и ханжески-стыдливого отношения

к телу как сопернику духовных устремлений человека к

Богу и к бесплотному вечному бытию в потустороннем мире.

Однако в наше время оно начинает приобретать адекватные осмысление

и оценку, основанные на понимании того, что формирование

собственного тела —это не только так называемая ≪физкультура

и спортивные игры, но и медицина, питание, сексуальные

отношения, создание благоприятных экологических условий

для здоровой жизни. Есть все основания полагать, что чем дальше

будет развиваться цивилизация, тем более значительное место

станет занимать в ней физическая культура, так как в конечном

счете идеальный образ человеческого бытия, который, говоря языком

синергетики, должен служить аттрактором —силой притяжения

из будущего —нашей деятельности, складывается из равновесия,

гармонии и взаимного опосредования духовной и материальной

жизни человека.

В силу того что материальный мир предстает в трех формах — природы, человека и общества, —существует также третья —социальная

форма материальной культуры. ≪Социальная материя≫

отличается от природной, но это не лишает общественное бытие

своеобразного материального субстрата. При всей метафоричности

употребления понятий ≪материя≫, ≪материальное≫ применительно

к общественным явлениям, сам факт такого применения

говорит о несомненной существенной общности между социальной

и природной, телесной материей человека. Общность состоит

в том, что общественные отношения —и производственные, и

социально-политические, —чтобы быть прочными и независимыми

от функционирующих в них людей должны иметь определенные

организационные формы: государственные органы, суд, университеты

и все другие учреждения и организации, которые существуют

предметно, объективно, независимо от того,кто их создал

и кто в них работает. Таким образом, культура выступает в данном

218 Глава 10, Закономерности процесса культурогенеза I 1Ъ-Щ

ой

случае как форма опредмеченного бытия общественных отноще

ний, что оправдывает использование понятия-бинома ≪социокультурное

, обозначающего единство содержания и формы в это$|

сфере бытия.

Так, социально-организационная форма материальной культуры!

(в отечественной литературе ее обычно называют ≪политической≫)^

обеспечивает ей полное осуществление возможностей ≪окультури≪И

вания≫ бытия человечества, неизвестного природе.

Еще один компонент материальной культуры материально^^

общение. Оно подобно выделенному в духовной культуре меж-1

субъектному взаимодействию, однако осуществляется практически,≫

а не духовно. Речь идет о тех формах коллективной практики —в!

труде, военном деле, спортивных играх, —участники которых выс-в

тупают как равно свободные и равно активные субъекты общеиЯ

деятельности (рис. 3,4).

Рис. 3.4. Строение материальной культуры

Строение художественной культуры аналогично структуре обеих!

рассмотренных подсистем культуры: в одном измерении оно опре-!

деляется различиями художественной предметности, т.е. произве-1

дений разных видов искусства, в другом —межсубъектными отно*!

шениями в данной сфере культуры. Своеобразие ее строения обус-г

ловлено тождеством духовного и материального в художественнол

творчестве. В первом измерении это выражается в различиях меж^